"Ведомости": “Тролза” и “Волжанин” поедут по Пензе
Пензенские власти обновляют парк городского транспорта. Два тендера на общую сумму 500 млн руб. выиграли саратовский троллейбусный завод "Тролза" и волгоградский завод по производству автобусов "Волжанин". Эксперты отмечают, что высокопольные автобусы, купленные властями Пензы у волгоградского завода, не очень удобны для пассажиров, но привлекательны по цене.
По данным официального сайта пензенской администрации, в ведении муниципального АТП 135 троллейбусов и 132 автобуса. В городских перевозках кроме муниципалитета работает четыре крупных оператора. ЗАО "Волжское автобусное производство "Волжанин" основано в 1993 г. По данным spark.interfax.ru, выручка в 2004 г. составила более 625 млн руб., чистая прибыль - 7 млн руб. В 2005 г. было произведено 240 автобусов. "Волжанин-527004" - городской автобус, оснащен двигателем ЯМЗ 236-НЕ2 (Евро-2, мощность - 230 л. с.). Число мест - 100 (24 сидячих). Троллейбусный завод "Тролза" (г. Энгельс) реорганизован в ОАО в 1992 г. Выпускает более 20 модификаций троллейбусов на основе пяти основных моделей. По данным spark.interfax.ru, выручка "Тролзы" в 2004 г. составила 365,8 млн руб., чистый убыток - 256,1 млн руб. "Тролза 5275-05" "Оптима" - 100-местный троллейбус, длина 12 м.
Как сообщил начальник отдела транспорта пензенской администрации Федор Леонов, в феврале начались поставки автобусов "Волжанин-527004" и троллейбусов "Тролза 5275-05" "Оптима" для местного муниципального автотранспортного предприятия. Всего до конца I квартала 2006 г. город получит 100 автобусов "Волжанин" и 50 троллейбусов "Тролза", отмечает Леонов. По его словам, все автобусы и троллейбусы обошлись Пензе в 500 млн руб. Автобусы покупаются по лизингу, предоставленному самим заводом-производителем, волгоградским ВАП "Волжанин". По покупке троллейбусов у местного завода "Тролза" администрация работает с Русской лизинговой компанией. Оба контракта были подписаны с пензенской горадминистрацией в декабре 2005 г. Как рассказал "Ведомостям" пресс-секретарь пензенской мэрии Денис Соболев, средства будут поступать из областного бюджета в рамках подготовки к празднованию 350-летия Пензы.
Соболев говорит, что тендер по троллейбусам проводился в декабре 2005 г. По его словам, помимо "Тролзы" в нем участвовал еще один производитель троллейбусов. Но назвать его он отказался. Стоимость одного троллейбуса "Тролза", победившего в тендере, - 2,4 млн руб. На самом заводе отказались назвать второго участника тендера, отметив лишь, что Пенза получит машины по наиболее приемлемой для города цене.
Конкуренция среди производителей автобусов была много жестче. Тендер по ним также проводился в декабре 2005 г. По словам Соболева, "Волжанин" предложил автобусы по 1,8 млн руб. Кроме "Волжанина" в тендере на поставку автобусов участвовали "Нефаз" (Нефтекамск) и "Лиаз" (Московская обл., входит в группу "Русские автобусы").
Как отметил Леонов, выбор автобусов "Волжанин" обусловлен типом двигателя (ЯМЗ-206) и наличием жесткой подвески. Автобусы "Волжанин", заказанные Пензой, высокопольные. А пресс-секретарь "Волжанина" Кирилл Урванцев считает причинами победы его компании прошлый опыт сотрудничества. В 2003 г. "Волжанин" поставил в Пензу восемь автобусов. Урванцев рассказал, что новая партия машин отдается в лизинг сроком на три года. Другие параметры лизинговой программы Урванцев не раскрыл.
Алексею Сидорину, коммерческому директору "Спецавтотранса" (официальный дилер "Нефаза" в Среднем Поволжье), выбор пензенских властей непонятен. Сидорин отметил, что автобусы "Волжанин" характеризуются дорогим сервисом и дефицитом расходных материалов. Кроме того, он отметил, что цена этих автобусов зачастую завышена на "сотни тысяч рублей". Сидорин считает, что покупка высокопольных автобусов неоправданна, так как они неудобны для большинства пассажиров. В "Русских автобусах" (официальный дилер автобусов "Лиаз") отказались от комментариев.
С Сидориным согласен и начальник управления транспорта тольяттинской мэрии Владлен Кабанов. По его словам, предложение "Волжанина" устроило организаторов тендера по финансовым условиям. Однако