27/02/2006
"Автомобильные известия": Под крылом государства (3)



"Автомобильные известия": Под крылом государства (3)

Вот где государственное присутствие принесло плоды, так это на КамАЗе. Правда, заключалось оно главным образом в предоставлении государственных гарантий, которые помогли предприятию получить средства на восстановление утраченных в результате пожара мощностей по производству двигателей, привлечь капиталы для дальнейшего развития, удачно реструктурировать завод. В конце 2004 года эксперты твердили о надвигающемся снижении темпов роста производства и спроса на камские грузовики. Теперь этот прогноз называют самой главной ошибкой маркетологов. В 2005 году КамАЗ не только не сдал своих позиций, но и установил несколько новых для себя рекордов. Начиная с сентября 2005 года он производит 3 400 автомобилей в месяц. Ровно столько же машин ежемесячно сходило с конвейера в 1993 году, незадолго до пожара на заводе двигателей. Размер чистой прибыли ОАО "КамАЗ" по итогам 2005 года вырос в полтора раза и составил около 300 млн рублей.
Завод имеет большие планы по развитию бизнеса в странах ближнего и дальнего зарубежья: в минувшем году был создан ряд новых СП по сборке грузовиков, в частности, в Казахстане; начата работа по созданию сборочного производства в Судане. Аналитики полагают, что амбициозные планы предприятия, обнародованные в его стратегии развития до 2010 года, вполне могут быть реализованы. В будущем КамАЗ в состоянии наращивать производственные и финансовые показатели более быстрыми темпами, чем сейчас, главным образом, за счет развития экспорта. "Подчиняясь законам рынка, мы начали экспансию за рубеж, - заявил "АИ" гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. - Буквально за год в четыре раза увеличили продажи в Судане. Вернули свои позиции в ряде стран, на рынках других только появились. Впервые в истории КамАЗа на экспорт было отправлено девять тысяч автомобилей (или 33% от общего объема выпуска). К сожалению, мы потеряли свое главное преимущество - ценовое. Автомобили, которые мы сегодня производим, уже не уступают по цене тем же китайским грузовикам. Однако мы работаем на рынках, где КамАЗ уже закрепился, и идем в те страны, где не очень-то хотят работать наши конкуренты".
Почему же в столь благоприятной для Камского автозавода ситуации государство не оставит у себя столь перспективный актив, а стремиться отдать его в частные руки? Видимо, дело в том, что эффективность государственного управления автостроительным гигантом в долгосрочной перспективе кажется весьма сомнительной. Автомобильный бизнес - далеко не нефтяная вышка, которая дает прибыль при любом раскладе. Он нуждается в эффективном управлении не только на этапе вывода его из кризиса, но и в повседневной работе, где требуется гибкий менеджмент, который не может обеспечить неповоротливая бюрократическая машина. В условиях усиливающейся конкуренции, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках, очевидно, что передача КамАЗа в руки частного бизнеса сделает его еще более прибыльной и эффективной компанией.

Схема владения КАМАЗом, в отличие от случая с АвтоВАЗом, полностью прозрачна, а, значит, ничто не мешает скорому выводу бумаг компании на западные рынки. Как заявил в этой связи глава Минэконом-развития Герман Греф, продажа госпакета, безусловно, "даст серьезное привлечение ресурсов, фактически закрывающих всю инвестиционную программу предприятия до 2010 года". Впрочем, решение о приватизации КамАЗа, несмотря на решительный характер заявлений официальных лиц, пока не является окончательным. Неизвестно даже, будет ли это публичное размещение акций компании на фондовом рынке (IPO) или просто продажа с аукциона. Оно может быть пересмотрено в любой момент, как не раз происходило, например, со "Связьинвестом", приватизация которого под разными предлогами откладывается из года в год. И полностью терять контроль над заводом власть не собиается. К делу примешиваются еще и интересы правительства Татарстана, не желающего упускать из рук прибыльный актив и одновременно социально значимое для целого региона предприятие. Чтобы воспрепятствовать окончательному переходу завода в чужие руки, создано ОАО "КАМАЗ-Капитал", в число учредителей которого входит правительство республики

На верх