"Автомобильные известия": Под крылом государства (2)
Реалистичность этих планов вызывает, однако, большие сомнения. Ну, во-первых, если не удастся "навести порядок" на АвтоВАЗе, ни одна серьезная автомобильная компания не даст за него и одного доллара. Потому что глубокая модернизация предприятия, построенного в соответствии с представлениями полувековой давности, потребует куда больших затрат, чем возведение нового завода "в чистом поле". Если, конечно, речь идет о строительстве автомобилей, а не о банальной распродаже фондов, как это, в конечном счете, случилось на "Москвиче". Во-вторых, даже если тольяттинская компания станет прозрачна, как слеза, с концепцией "машин для бедных" и с устаревшим модельным рядом она едва ли будет способна привлечь внимание крупных западных концернов. А создать без их участия современный конкурентоспособный автомобиль сегодня, пожалуй, просто невозможно. "Опора на собственные силы" в этом деле бесперспективна, мы безнадежно отстали не теперь, а много десятилетий назад. Если в правительстве забыли, то напомним: автомобилестроение - это глобальная отрасль, причем в большей степени, чем какая-либо иная. Поэтому вовсе не удивительно, что представитель высшего руководства General Motors категорически заявил одному из авторов этого материала: GM не имеет планов приобретения акций ОАО "АвтоВАЗ" (см. "АИ" №1-2, 2006).
Кроме того, партнерство с государством может вызывать умиление только у некоторых отечественных предпринимателей, и по понятным причинам. Западные бизнесмены смотрят на такие игры, мягко говоря, с недоверием, и могут принять в них участие лишь когда это очень выгодно, или если другого выхода нет, либо в случае понимания и уверенности во временном характере такого партнерства. Они, видите ли, не привыкли смешивать бизнес с бюрократической системой. Вернемся, однако, к делам на АвтоВАЗе.
Поскольку в ходе голосования акционеров на три четверти поменялся состав Совета директоров ОАО "АвтоВАЗ", сменился и гендиректор завода - им стал тот же г-н Есиповский. Он в свою очередь начал подыскивать замену ключевым топменеджерам, доставшимся ему в наследство от Владимира Каданникова. Затем Игорь Есиповский приступил к пересмотру своих отношений с партнерами и смежниками. В первую очередь, новый гендиректор решил проанализировать, что происходит на СП "GM-АвтоВАЗ". "В последние месяцы СП работает с нулевой или даже немного отрицательной рентабельностью, и нас не может удовлетворить такая ситуация", - заявил он. Показательный дебют! Судя по всему, эмиссар "Рособоронэкспорта" и на СП чувствует себя полновластным хозяином, хотя у АвтоВАЗа в этом предприятии не больше акций, чем у GM, и есть еще один акционер - ЕБРР. Одновременно г-н Есиповский своим высказыванием дал понять, что американский менеджмент на "GM-АвтоВАЗ" его не устраивает. Заметим попутно, что делать подобные заявления без предварительных консультаций с партнером в бизнес-среде не принято.
Можно предположить, что события вокруг СП обещают быть захватывающими. General Motors пока воздерживается от комментариев. Нам известно лишь, что в ближайшее время предприятие намерен посетить один из вице-президентов GM, человек весьма решительный. Так что повод вернуться к этой коллизии у нас, надеемся, еще будет.
На самом АвтоВАЗе стартовала аудиторская проверка экспертов Счетной палаты, инициированная руководством завода. Затем настал черед смежников. Напомним, в последние годы здорово выросла роль группы "СОК" в делах автозавода. Она обладает правами на производство некоторых моделей классических "Жигулей", а в свое время даже вынашивала планы приобретения тольяттинского завода. Сейчас СОК поставляет АвтоВАЗу, по разным данным, от 37% до 50% автокомпонентов, причем на льготных условиях, а также полностью контролирует сбытовую сеть автозавода и вторичный рынок запчастей. Монополия СОК на поставки комплектующих на конвейер мешает модернизации. Предприятие несет потери от навязанных ему кабальных условий сотрудничества, но не имеет права отказаться от них в одностороннем порядке. За прекращение контракта на эксклюзивные поставки СОКом запчастей на вторичный рынок автозаводу грозит штраф в раз