АВТОВАЗ, ЗИЛ и «Москвич» могут объединиться в холдинг
Вариант присоединения убыточного завода легких и средних грузовиков и предприятия-банкрота к контролируемому ФГУП "Рособоронэкспорт" автозаводу может быть уже сегодня рассмотрен на заседании совета директоров АВТОВАЗа.
"Знакомый с планами АВТОВАЗа и ФГУП „Рособоронэкспорт"", объединившись с ЗИЛом и "Москвичом", АВТОВАЗ может претендовать чуть ли не на половину средств инвестфонда. "С одной стороны, такое масштабирование задачи существенно усложняет ее реализацию,- трезво оценивает ситуацию собеседник агентства.- С другой, значения не имеет, вытаскивать из кризиса один завод или два с половиной, если речь идет о развитии автомобильной отрасли России в целом".
Напомним, что в декабре 2005 года, глава Роспрома и член совета директоров АВТОВАЗа Борис Алешин ранее высказывал идею объединения российских автопроизводителей - АВТОВАЗа, ГАЗа и КамАЗа - в холдинг. Президент России Владимир Путин, комментируя данное предложение сказал, что такое объединение должны поддержать собственники заводов.
Контрольный пакет КамАЗа (34,01%) принадлежит государству, в ближайшее время он может быть приватизирован, и "Рособоронэкспорт" (РОЭ) ранее выражал желание его приобрести. Однако в марте глава ФГУП Сергей Чемезов заявил, что приобретение КамАЗа РОЭ уже не планируется. Также завис вопрос о приобретении группы ГАЗ, подконтрольной Олегу Дерипаске. Судя по всему, идею создания автомобильного холдинга "Рособоронэкспорт" не оставил, хотя привлечь в него ГАЗ и КамАЗ и не удается, пишет "Бизнес".
Новость о возможном объединении АВТОВАЗа с ЗИЛом и "Москвичом" появилась накануне заседания совета директоров АВТОВАЗа, на котором должна рассматриваться стратегия развития модельного ряда предприятия. Возможно, что в ходе заседания может быть затронут и вопрос объединения заводов, однако официальные представители АВТОВАЗа от комментариев отказались.
"ЗИЛ", крупный отечественный производитель грузовиков, не раскрывал результатов 2005 года, чистый убыток компании за январь-сентябрь 2005 года составил 1 млрд. 48 млн. 615 тысяч рублей, увеличившись на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Около 90% акций АМО "ЗИЛ" принадлежит правительству Москвы.
На ОАО "Москвич" в январе 2004 года было введено внешнее управление. В настоящее время права собственности оформлены заводом на 54 из 78 объектов недвижимого имущества, общая стоимость которого составляет около 5 млрд рублей. "Москвич" сейчас не ведет производственной деятельности. Контрольный пакет акций ОАО "Москвич" (60,36%) принадлежит государству.
Источник "Интерфакса" прямо заявляет, что "АВТОВАЗ будет претендовать на средства инвестфонда... под лозунгом поддержки автопрома". "Государство взяло под контроль АВТОВАЗ, и у „Рособоронэкспорта" появилась возможность освоить как можно больше казенных средств,- комментирует аналитик ИК „Финам" Владислав Кочетков.- Под это обнародуются проекты, на которые можно получить деньги из инвестфонда". Тем не менее он полагает, что у ЗИЛа, "пока еще живого предприятия", есть интересные направления развития. "Если и покупать что-то из независимого, то ЗИЛ - лучший вариант,- полагает Кочетков.- А „Москвич" - это социальное обременение, и АВТОВАЗ может задаться разве что целью сохранить традиционный и узнаваемый у старшего поколения брэнд".
Источник, знакомый с планами АВТОВАЗа отметил ряд преимуществ конфигурации "АВТОВАЗ" плюс "ЗИЛ" и "Москвич" под эгидой "Рособоронэкспорта": "Такой холдинг получит диверсификацию продукции на легковой и грузовой автомобиль, а как следствие - и сбалансированность доходов".
Создавая подобный объединенный автохолдинг, обладающий производственными мощностями трех автомобильных заводов и устойчивым финансовым положением, можно, по мнению источника, "рассчитывать на иностранные инвестиции, например, от ряда немецких инвестфондов, пайщиками которых являются автомобилестроители; для них „АВТОВАЗ" слишком неэффективен и не имеет своей специализации", сообщает "Автосфера".