25/04/2006
Volkswagen: первая кровь - "Бизнес&Балтия"



Volkswagen: первая кровь - "Бизнес&Балтия"


Неожиданным противостоянием акционеров супертяжеловеса мирового автомобильного рынка Volkswagen обернулись трудности, с которыми столкнулся концерн в последнее время. Вместо того чтобы сплотиться и выйти из кризиса, владельцы развязали войну за власть. Ее первой жертвой может стать нынешний глава немецкой корпорации - Берндт Пишетсридер.

Конфликты между акционерами в крупных европейских и западных компаниях - не редкость. Но борьба за власть в них носит гораздо более цивилизованные формы, нежели, к примеру, в России. Да и причины, как правило, у таких войн несколько иные, чем на Востоке. Тем не менее страсти кипят будь здоров какие. Наглядный пример - немецкий мультинациональный автомобильный гигант Volkswagen. На прошлой неделе по ряду причин там разгорелся скандал, способный войти в историю корпорации как самый разрушительный.

Недавно Volkswagen в очередной раз объявил о намерении учинить массовое сокращение персонала. Причина - плохие финансовые показатели. Кризис заставил руководство компании взяться за глобальную реструктуризацию бизнеса. Как сообщила местная газета Sueddeutsche Zeitung, наблюдательный совет VW привел реальную цифру сокращения числа рабочих мест: "Речь идет по меньшей мере о 40 тыс. лишних ставок". Это вдвое превышает прогнозы, с которыми прежде выступил глава концерна Берндт Пишетсридер. Пресс-служба предприятия на вопросы журналистов по этому поводу отвечала: "Без комментариев".

То есть до 2008 года, как следует из поставленной г-ном Пишетсридером цели, необходимо реализовать программу сокращения издержек на 10 млрд. евро. Одновременно прибыль до уплаты налогов должна вырасти на 5,1 млрд. евро. И здесь ничего непонятного нет. Если бы не одно "но". Оказывается, те самые высокие издержки корпорации связаны с недозагруженностью мощностей заводов VW. И объемы данной недозагрузки составляют аж 20%. Есть и другие хронические проблемы. Некоторые из них, кстати говоря, обсуждались на последнем заседании наблюдательного совета концерна, состоявшегося в прошлую среду, 19 апреля.

Забегая вперед, скажем: на нем стало ясно: в кулуарах Volkswagen набирает обороты борьба за власть. Главный вопрос - удастся ли Пишетсридеру остаться у руля, то есть продолжать сидеть в кресле председателя правления компании.

По сути, топор войны был отрыт еще до собрания. Перед заседанием СМИ явно с подачи правления опубликовали информацию о том, что директорат выступает против продления договора с г-ном Пишетсридером (он истекает в апреле 2007 года. Отметим: в немецкой промышленности принято, что решение о продлении трудовых договоров топ-менеджеров принимается за год до их истечения). Правда, впрямую пока из "верхушки" никто ничего не говорит и не комментирует. Со слов шефа наблюдательного совета Фердинанда Пиха известно лишь, что больше всего недовольство работой Пишетсридера высказывали профсоюзы. По не подтвержденным данным, опубликованным в журнале Focus, Пих даже обещал Пишетсридеру поддержку во время очередных выборов.

Между тем голос Пиха недорого стоит. Под ним самим кресло шатается не меньше, чем под его "подзащитным". На общем майском собрании акционеров Volkswagen инвесторы намерены добиваться отставки Ф.Пиха. Он это знает и, видимо, пытается вокруг себя сколотить команду единомышленников, ну или хотя бы друзей по несчастью. Насколько эффективной окажется такая "мышиная возня", покажет время. Думается, у Пиха шансов нет. Его проблемы покруче пишетсридеровских будут.

Об отставке Ф.Пиха с поста председателя наблюдательного совета Volkswagen заговорили еще в декабре прошлого года. Тогда компания Tweedy Browne во всеуслышание заявила о намерении снять "наблюдателя" с поста. Поясним: объем активов Tweedy Browne составляет, по данным The Financial Times, около 13 млрд. долларов. Ей принадлежат доли в девяти немецких корпорациях на общую сумму свыше 700 млн. долларов. Она является шестым по размеру акционером концерна Volkswagen - ей принадлежит примерно 1% его основных акций.

Конфликт начался после того, как минувшей осенью Porsche AG стала крупнейшим акционером Volkswagen, выкупив 18,6% акций конц

На верх