02/05/2006
"Газета": Комплектующие есть, логистики нет



"Газета": Комплектующие есть, логистики нет


Стало известно, что японская корпорация Nissan Motor (NM) все же решилась открыть свое сборочное производство мощностью 50 тыс. машин в год под Санкт-Петербургом. В числе главных факторов, подвигших возвести предприятие именно в Питере, представители NM назвали выстроенную логистику.

Однако, как показывает практика, именно логистика становится первым камнем преткновения, с которым приходится сталкиваться иностранцам как на Северо-Западе, так и в целом в России. По мнению аналитиков, именно это обстоятельство объясняет неторопливость Nissan, которая собирается начать производство лишь в 2009 году. Трудности с логистикой у иностранных автомобилестроителей, развернувших в России свои сборочные производства, уже стали притчей во языцех. Первой еще в 2002 году с ней столкнулась американская Ford Motor, построившая свой сборочный завод во Всеволожске. По данным компании, говорит аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов, сегодня предприятие достигло 30-процентного уровня локализации поставщиков. Однако о каждом новом российском поставщике компания сообщала как о грандиозном факте. Причина тривиальна: отечественные производители комплектующих, будучи еще достаточно разрозненными и не располагающими необходимыми средствами, с большим трудом осваивали как европейские нормы качества, так и систему финансового управления. Именно поэтому большая часть автомобильных иностранцев в России склоняется к узловой сборке машин, предпочитая ввозить компоненты с территории стран регистрации или своих "дочерних" филиалов.

Однако и поставку компонентов из-за рубежа наладить непросто. Особенно это актуально для предприятий, комплектующих автомобили компонентами азиатских производителей. "По большому счету, - рассказал "Газете" на условиях анонимности специалист одной из столичных автотрейдинговых групп, - в стране пока нет достаточной транспортной инфраструктуры, позволяющей доставлять через всю страну масштабные партии компонентов. Разгрузочный потенциал морских и речных портов достаточно низок. Железная дорога тоже пока не обладает достаточной инфраструктурой и специальным подвижным составом", - говорит собеседник "Газеты".

В "дочке" "РЖД" - компании "Трансконтейнер", занимающейся доставкой промышленных грузов, признали, что инфраструктура контейнерных перевозок начала развиваться лишь с момента создания соответствующего подразделения в 2003 году. Сегодня, по словам пресс-секретаря "Трансконтейнера" Олега Смолина, компания располагает всего лишь 23 тыс. платформами и 48 тыс. крупнотоннажными контейнерами. Для страны, правительство которой надеется довести внутреннюю сборку под миллион машин в год, это, безусловно, мало, констатируют аналитики. Да и сервис, включающий поставку груза на контейнерные терминалы, его разгрузку и доставку клиентам, признается Олег Смолин, компания еще только начинает развивать.

"Не случайно, - отмечает специалист автоавтотрейдинговой компании, - даже крупные продавцы готовых автомобилей, вроде того же "Рольф-Лоджистик", вынуждены были прибегать к транспортным услугам компаний стран северо-восточной Европы и Балтии". Растущие как грибы сборочные производства иностранцев лишь усугубят эту проблему", - считает собеседник.

Сами иностранцы об этой проблеме говорят неохотно. От разговора на эту тему деликатно уклонилась и PR-менеджер российского представительства Nissan - компании "Ниссан Мотор Рус" Татьяна Натарова, ссылаясь на то, что конкретные схемы поставок центральным офисом японской компании еще не определены. Не исключено, считает Дмитрий Парфенов из ИК "Проспект", что Nissan дождется, пока под Питером возникнет хотя бы небольшой технопарк, а Toyota наладит более сложные технологические циклы, в первую очередь - сварочные. Toyota претендует на привилегии режима промсборки и, скорее всего, получив их, будет вынуждена развивать сварку именно к 2009 году. В этом случае, отмечает Парфенов, Nissan сможет наладить с Toyota производственную кооперацию. И, например, избавить себя он необходимости поставок кузовов. Тем более что по модельной линейке филиалов компании не являются прямыми ко

На верх