"Ведомости": Volkswagen AG сохранил директора
Наблюдательный совет Volkswagen AG продлил контракт гендиректора компании Бернда Пишецридера до 2012 г. Глава совета Фердинанд Пиэх и профсоюзы VW до последнего боролись за то, чтобы Пишецридер ушел из компании. Впрочем, деятельность самого Пиэха теперь вызывает недовольство некоторых институциональных инвесторов VW.
Volkswagen AG - крупнейший автопроизводитель в Европе. В 2005 г. продал 5,24 млн автомобилей, на 3,2% больше, чем годом ранее. Выручка в 2005 г. - 95,3 млрд евро, чистая прибыль - 1,12 млрд евро (в 2004 г. - 697 млн евро). Крупнейшие акционеры - Porsche (18,5%) и земля Нижняя Саксония (18,2%). Еще 13% акций находится на балансе Volkswagen.
На днях наблюдательный совет Volkswagen принял единодушное решение продлить трудовой договор гендиректора компании Бернда Пишецридера на пять лет - до 16 апреля 2012 г. Его контракт истекает только через год, однако в немецких компаниях принято продлевать договоры топ-менеджеров за год до истечения срока их действия. В течение последних двух месяцев на рынке упорно циркулировали слухи, что Пишецридер может лишиться своего кресла. 27 февраля в интервью The Wall Street Journal глава наблюдательного совета VW Фердинанд Пиэх заявил, что вопрос о продлении контракта гендиректора автоконцерна остается открытым и что против этого готовы проголосовать 10 из 20 членов совета - представителей различных профсоюзов Германии. Недовольство профсоюзов Пишецридер вызвал тем, что в конце прошлого года отказался назначить на пост главы отдела кадров VW бывшего профсоюзного чиновника Хорста Нойманна. В результате Нойманн все-таки получил эту должность, но только после того, как за его назначение выступил Пиэх. Не понравились профсоюзам и планы Пишецридера сократить в ближайшие три года 20 000 из 103 000 рабочих на заводах VW в Германии. Как заявил в начале февраля Пишецридер, такие меры необходимы автоконцерну для того, чтобы сократить издержки и увеличить эффективность производства. Вдобавок в планы гендиректора автоконцерна входит увеличение рабочей недели для работников с 28,8 часа до 35 при сохранении прежней заработной платы, которая сейчас составляет 34 евро в час. Больше не платят ни в одном другом автоконцерне мира.
Сокращать издержки VW заставляет ухудшившееся за последние годы финансовое положение. В 2001 г. VW получила рекордную прибыль в 2,9 млрд евро, в 2004 г. она сократилась до 697 млн евро. Во многом это произошло из-за слабого курса доллара и возросших издержек. Кроме того, до сих пор автомобилестроительная компания переживает последствия стратегического просчета Фердинанда Пиэха, занимавшего пост гендиректора с 1993 по 2002 г. В последний год своего пребывания на этом посту он запустил производство люксового автомобиля VW Phaeton, который не понравился потребителям, и в результате VW была вынуждена искать средства на производство более популярных моделей.
С критикой нынешней деятельности самого Пиэха теперь выступают некоторые миноритарные акционеры автоконцерна - британская компания по управлению фондом Hermes, а также немецкие инвестиционные компании DWS (подразделение Deutsche Bank) и Deka. Недовольство институциональных инвесторов Пиэх вызвал тем, что он поддержал назначение Нойманна. Раздражает их и то, что Пиэх является членом семьи Порше, контролирующей Porsche, которая в октябре прошлого года стала крупнейшим акционером VW. "Пиэх думает, что VW - это его компания, но мы хотим ему сказать, что это не так", - заявил Finacial Times один из акционеров на условиях анонимности. Так, Hermes настаивает на назначении главой совета VW независимого директора. С открытой критикой деятельности Пиэха Hermes, DWS и Deka собирались выступить на ежегодном собрании акционеров VW, которое состоялось вчера. На момент сдачи номера результаты собрания были неизвестны. (WSJ, FT, 2-3.05.2006, Вера Сурженко)