24/05/2006
Будет жить российская автомобильная промышленность? (2)



Будет жить российская автомобильная промышленность? (2)

Мне не известны истинные причины, почему все было сделано по худшим сценариям. Возьмем, к примеру, фактор ВТО. Перспективы вступления России в него в настоящее серьезно сужают опционы промышленной политики по поддержке национальных проектов в области промышленности. Но переговоры по вступлению уже проводятся более 10 лет. Было много времени подумать о последствиях вступления в ВТО и предпринимать мероприятия по модернизации отдельных отраслей промышленности.

Догадываюсь, не последнюю роль сыграли идеологические шоры экономического либерализма чиновников и политиков. Я в какой-то степени понимаю озабоченность либеральных экономических чиновников. Они опасаются, что если дать правительственные средства и поддержки лоббистам отсталых отраслей и предприятий, то этим самым фиксируется отсталость и непрогрессивности данной отрасли. Такие случаи бывают в действительности. Они называют это "протекционизмом" в пользу изжившего, и отвергаются от него. Но речь должна идти не о протекционизме национальной промышленности, а о созидательной позиции государства по ее модернизации. Необходимо понять, что микроэкономическая политика правительства в любом случае должна проводиться адресно, конкретно и комплексно, образно говоря, микрохирургически. Тут нельзя допустить теоретизацию, нельзя увлекаться созданием общих правил или схем. А у либералов часто встречаю подобную склонность - склонность к упрощению дела, когда требуется предельно конкретное отношение к объекту политики. И не удивительно. Эти люди по жизненному опыту, как правило, очень далеки от познания того, как создается и как развивается промышленность.

Между тем, по некоторым расчетам иностранных автомобильных компаний, предусмотренные в майской стратегии правительства льготы по налогообложению не достаточны для обеспечения рентабельности сборки отдельных классов иномарок в России. Если учесть, что в результате предстоящего вступления России в ВТО импортные пошлины на готовые иномарки могут быть снижены до 12.5%, то для некоторых дорогостоящих моделей автомобиля при сборке в России его себестоимость превысит импортную машину той же модели примерно на 1000 долларов. Но не дотировать же сборку иномарки?!

Правительству России следует признать просчет, допущенный при разработке и принятии стратегии. Но, в общем, самая серьезная ошибка заключается в том, что не принимали решение о реконструкции российской автокомпании. Мне однозначно не известно, насколько серьезны нынешние намерения Кремля и Белого дома принять и запустить действенные меры по спасению российской автопромышленности. Судя по тому, что согласование вопроса поручено министру Грефу, для которого массовый приток иностранного ширпотреба в Россию является только фактором, сдерживающим инфляцию, то, к сожалению, есть основание либо усомниться в искренности правительства, либо в его способностях. Но времени для ошибки и промедления для России просто не осталось.

"Автосфера"

На верх