24/05/2006
Будет жить российская автомобильная промышленность? (1)



Будет жить российская автомобильная промышленность? (1)


В ежегодной пресс-конференции с российскими и иностранными журналистами, президент Владимир Путин промолвил про российскую автомобильную промышленность две исключающие друг друга вещи. С одной стороны, он выразил удовлетворение тем, что уже подписаны 6 соглашений о сборке иномарок в России и еще с 14 компаниями ведутся переговоры, с большинством из которых, он надеется, будут подписаны соглашения о сборке их автомобилей в России.

О том, что эти соглашения и эти сборочные цеха вряд ли поднимут российскую автомобильную индустрию, а скорее наоборот, я написал еще в июне прошлого года, сразу после утверждения "стратегии развития автомобильной промышленной в России". Я отметил, что слишком большое количество (тогда имелось в виду 6) иностранных компаний с относительно малочисленным выпуском машин у каждой не обеспечит масштаб рентабельности для компонентов для каждой компании и каждой марки автомобиля. В таком случае, ни одна из иностранных компаний не стала бы организовывать производство компонентов в России, а они будут вывозиться из-за границы. Даже обывателям ясно, что в этой ситуации российская автомобильная промышленность может исчезнуть, если единственный производитель автомобилей с нужным масштабом, что есть национальная автокомпания АвтоВАЗ, не была бы подкреплена, разумеется, с государственной поддержкой. Так как в то время я не видел такую перспективу, я написал, что "Российская автопромшленность приговорена к смерти".

А я, кажется, немножко поторопился с пессимистическим выводом. Оказалось, что примерно с того же времени, в России начали предпринимать попытки изменить судьбу национальной автомобильной промышленности, прежде всего АвтоВАЗа (и в некоторой степени и ГАЗа). Президент Путин наверняка имел в виду как раз эти попытки, когда в упоминаемом интервью он сказал: "Государство не будет навязывать собственникам никаких решений по объединению российских автогигантов <...> Обьединение, конечно, возможно, но это должны определить собственники этих предприятий. <...> Если собственники примут решение об объединении, мы, конечно, такие решения поддержим, но не будем навязывать никаких решений".

Хорошо, что высшее лицо государства начал думать об "амнистии" индустрии, которая была приговорена к смерти его же чиновниками. Но, тут я ломаю голову. Если он искренне хочет увидеть ее конкурентоспособной, то, как это увязывается с его радостью по поводу теперь уже не 6, а 6+14-альфа иностранных сборочных цехов?

Попытки по реабилитации АвтоВАЗа стали очевидны в конце прошлого года, когда произошла смена его руководства. Были отправлены в отставку старые менеджеры, прямо или косвенно ассоциируемые с махинацией АВВА, отстранена от управления группа СОК. Новое руководство концерна, похоже, пользуется поддержкой Агентства промышленности и его руководителя, господина Алешина. По имеющейся информации, все это стало возможно после того, как группа "ветеранов" автомобильной промышленности обратилась президенту Путину с письмом, обращающее его внимание на пагубные последствия, ожидаемые от "стратегии" правительства.

Единственный путь предотвращения гибели одной из важнейших отраслей промышленности является, на мой взгляд, разработка и реализация государственной промышленной политики относительно крупнейшего российского производителя легковых автомобилей. Причем в самые короткие сроки. Такая политика должна быть направлена на обеспечение выпуска на этой корпорации новой серии легковых автомобилей популярного и среднего классов, оснащенных современными силовыми агрегатами и узлами управления, передовой системой пассажирской безопасности. Эти автомобили должны отличаться экономичностью, экологичностью и повышенной комфортабельностью.

Безусловно, эти требования к новым моделям автомобиля могли бы быть удовлетворены только при доступности компонентов и комплектующих соответствующим качеством. То есть, новая стратегия должна включать в себя реконструкцию основных подотраслей автопромышленности - по выпуску двигателей, трансмиссий, гидравлики, автоэлектроники и т.д. А реконструкция этих подотраслей "первого звена" вызовет

На верх