"Гудок": Конкуренты давят на ГАЗ
Украинская корпорация "Эталон" намерена открыть в России производство своих мини-автобусов. Их главный конкурент - российские "Газели". По словам президента корпорации Владимира Бутко, сейчас подбирается место для строительства или аренды производственных мощностей. "Скорее всего, это будет Брянская или Ростовская область".
В проект "Эталон" намерен вложить около 20 млн. долларов, а первый автобус сойдет с конвейера уже в конце этого года. По словам г-на Бутко, первоначально корпорация будет собирать на российском заводе автобусы малой вместимости "Дельфин" на шасси микроавтобуса "Газель". А с 2007 года "Эталон" рассчитывает производить до 100 "Дельфинов" в месяц. В то же время, по некоторым данным, в 2005 году Черниговский автобусный завод (ЗАО "ЧАЗ"), входящий в структуру "Эталона", выпустил 600 "Дельфинов". Однако, по заявлению председателя правления ЗАО "ЧАЗ" Валерия Купцова, в 2006 году завод намерен увеличить выпуск автобусов в два раза - до 1200 единиц. Для этого предприятие нарастит производственные мощности, введя в эксплуатацию еще два сборочных конвейера.
Между тем российский рынок автобусов давно поделен между отечественными и западными компаниями. В "Группе ГАЗ" считают, что до того, как "Эталон" соберет первый автобус в России, говорить о перспективах завода преждевременно. Как отметил директор департамента внешних связей "Группы ГАЗ" Владимир Торин, "несколько лет украинцы собираются открывать завод. Пока дальше этих планов дело не сдвинулось".
В "Эталоне" оценивают российский автобусный парк в 600 тысяч единиц. Из них половина приходится на микроавтобусы "Газель". В замене ежегодно нуждаются около 50 - 60 тысяч автобусов. Эксперты тоже сдержанно оценивают перспективы "Эталона" на российском рынке. Так, аналитик Центра политической конъюнктуры Иван Федякин отмечает, что желание утвердиться на российском рынке автобусов малой вместимости украинского производства прослеживается давно. Вместе с тем последние годы производство автобусов в России ограничивается 75 - 80 тысячами единиц ежегодно, что удовлетворяет рынок. "Рынок микроавтобусов очень капризен, и не исключено, что даже наши российские "Газели" в ближайшее время потеснят Volkswagen и Mercedes. Смогут ли украинские производители наладить производство даже на шасси микроавтобуса "Газель", это серьезный вопрос", - отмечает Федякин.