21/06/2006
"Коммерсантъ": "Промтрактор" объедет рынок на японских технологиях



"Коммерсантъ": "Промтрактор" объедет рынок на японских технологиях


"Промтрактор-вагон" приступает к реализации проекта создания второго в России по объемам производства вагонного завода. Компания подписала контракт на проектные работы с японской Nippon Sharyo. Она обещает "Промтрактору" создать завод мощностью 6,1 тыс. полувагонов в год, себестоимость продукции которого будет на 20-25% ниже, чем у большинства российских конкурентов, и на 15% ниже, чем у нынешнего лидера отрасли ФГУП "Уралвагонзавод".

Как рассказал Ъ гендиректор ОАО "Промтрактор" Семен Млодик, в субботу ЗАО "Промтрактор-вагон" (на 100% принадлежит ОАО) подписало контракт с японской Nippon Sharyo на проведение проектных работ по созданию производства вагонов нового поколения. Nippon Sharyo обязуется к декабрю 2006 года представить окончательный проект с подробным описанием технологии производства, состава и расстановки оборудования и системы управления производственным процессом, за основу которой взята система компании Toyota.

ЗАО "Промтрактор-вагон" создано в декабре 2005 года для управления Канашским вагоноремонтным заводом - филиалом ОАО "Российские железные дороги", переданным до 2015 года в аренду ОАО "Промтрактор".
Господин Млодик уверяет, что проект "Промтрактор-вагон" реализуется в соответствии с графиком. "С начала года мы оформляли аренду Канашского завода, затем проводили конкурс среди разработчиков проекта,- поясняет топ-менеджер.- В нем кроме японцев участвовали и европейские компании. Выбор в пользу Nippon Sharyo сделан потому, что она предложила в рамках проекта внедрить систему управления предприятием. Кроме того, контракт стал частью пакета соглашений с рядом японских производителей оборудования на поставки для всей группы компаний 'Промтрактора', а также концерна 'Тракторные заводы' (объединяет предприятия сельхозмашиностроения, подконтрольные акционерам 'Промтрактора'.- Ъ). Интегратором выступает торговый дом Sojitsu, нам предоставлены существенные скидки на оборудование".

Общий объем вложений в проект составит 1,9 млрд руб. Из них 1779 млн руб. будут направлены на создание новых производственных площадок по выпуску вагонов, 141,5 млн руб.- на модернизацию ремонтной базы. Согласно уточненным планам, "Промтрактор-вагон" выпустит в Канаше первую крупную партию вагонов (600 штук) в 2008 году. На проектную мощность завод выйдет к 2010 году. К этому моменту годовой объем производства новых полувагонов составит 6,1 тыс. единиц, ремонтные мощности увеличатся до 6,2 тыс. вагонов в год. В денежном выражении это составит $350-400 млн.

Таким образом, "Промтрактор-вагон" должен выйти на второе место в России по производству полувагонов после лидера рынка "Уралвагонзавода" (УВЗ, 15,5 тыс. полувагонов в 2005 году). Более того, господин Млодик уверяет, что японские технологии позволят сделать завод эффективнее российских конкурентов - в производстве одного вагона будет участвовать в несколько раз меньше людей, чем в среднем по отрасли. "В результате себестоимость наших вагонов будет на 20-25% ниже, чем у других отечественных заводов, и на 15% ниже, чем у УВЗ",- констатирует гендиректор "Промтрактора".

На самом УВЗ к декларациям конкурента относятся скептически. "За последние годы было много попыток создать новые сборочные производства вагонов в России,- отмечают на заводе.- Но практика показала, что это не так просто. В первую очередь надо помнить о необходимости сертификации производства и самих вагонов. Если 'Промтрактор' возьмется делать совсем новый продукт, на это уйдет два года. Если же они захотят воспользоваться существующими в России разработками, придется покупать у нас права на них". Последствия для рынка от появления на нем вагона, себестоимость которого на 15-25% ниже существующих аналогов, на УВЗ предсказать не берутся. Однако подтверждают, что сейчас рентабельность вагонного производства на заводе, как и во всей отрасли, не превышает 5-9%.

Таким образом, если расчеты "Промтрактора" подтвердятся на практике, в транспортном машиностроении может появиться первое высокорентабельное предприятие. Хотя руководство завода может пойти и по другому пути - снижения цен для быстрого зах

На верх