Российскую шинную отрасль в ближайшем будущем ожидают серьезные перемены
Спрос на главный продукт отечественных предприятий - шины категории С - неумолимо снижается. В то время как популярность более качественных шин - А и В - также неумолимо растет. И очень может быть, что проблемы, порожденные этой тенденцией, окажутся непреодолимыми для многих компаний.
Все российские предприятия производили главным образом шины категории С,- говорит Игорь Караваев, заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании "Сибур - Русские шины".- Это низкокачественные шины. Но до определенного момента жителей России они устраивали.
Впоследние же годы доходы населения, как мы знаем, начали расти. В этом году, например, ожидается, что спрос на новые иномарки в России превысит спрос на автомобили отечественного производства. Естественно, меняются и требования к шинам: продажи более высококачественной продукции категорий А и В пошли в гору, а рынок С стал сужаться.
Если 2003 году в России было произведено около 26 млн шин категории С, то в прошлом году - уже 25,4 млн. А в 2008 году, по прогнозам компании "Амтел-Фредештайн", рынок шин этой категории сократится до 22,6 млн штук. Что же касается более высококачественного сегмента, то с 13,4 млн штук в 2003 году объем производства шин категорий А и В вырос до 15,7 млн в 2005 году. И через два года, как пророчит "Амтел-Фредештайн", он уже перевалит за 27 млн штук, пишет "Бизнес".
Поскольку отечественные компании либо просто не умеют делать высококачественные шины, либо делают их немного, наш рынок захватывают западные производители. Например, в прошлом году доля импортных шин и тех, что произвели размещенные в России заводы Nokian и Michelin, составила 43%. А к 2010 году, по прогнозу экспертов "Сибур - Русские шины", этот показатель возрастет до 53%.
Но и это еще не все. Положение российских компаний усугубляется тем, что с ростом нефтяных цен дорожают сырье и материалы для шинного производства (например, синтетический каучук, технический углерод и др.). Ведь шины категории С, являясь далеко не самым высокотехнологичным продуктом на свете, имеют низкую добавочную стоимость. Поэтому с ростом цен на сырье сокращается рентабельность их производства.
В России есть только три крупные компании - уже упоминавшиеся "Сибур" и "Амтел-Фредештайн", а также "Нижнекамскшина", которые делят между собой более 90% рынка (в той его части, которую не занял импорт). Ну а все остальные, включая алтайский, московский, красноярский, санкт-петербургский заводы, вполне подходят под определение маленьких компаний, которые (во всяком случае, пока) не могут "уйти в категорию В".
Логика, согласно которой их ожидают тяжелые времена, строится на следующих утверждениях. Прежде всего для организации производства высококачественных шин нужны мощные инвестиции в модернизацию. Например, инвестиционная программа того же "Сибура" на 2006-2008 годы составляет около $300 млн. По словам Джона Роуза, "производство шин более сложное дело, чем это многим кажется, и часто легче построить завод с нуля, чем модернизировать старое производство". Руководствуясь этими соображениями, "Амтел-Фредештайн" не так давно продал ранее входивший в него красноярский комплекс, отказавшись от идеи его модернизации.
В то же время не менее важной составляющей успеха в деле освоения производства категорий А и В является приобретение соответствующих технологий. Как выразился Игорь Караваев, "технологии и передовой опыт менеджмента важнее денег". В России такие технологии не созданы. Следовательно, получить их можно только на Западе - через сотрудничество с западными компаниями.
Таким образом, получается замкнутый круг. Инвесторы не очень интересуются маленькими компаниями, поскольку у них нет перспективных технологий. А западные компании- собственно, обладатели этих технологий - не спешат налаживать с маленькими российскими компаниями сотрудничество, потому что у тех незначительна доля на рынке. В итоге эти пресловутые маленькие компании как выпускали шины С, так и продолжают их выпускать, постепенно сокращая объемы производства и не выказывая особого желания общаться с прессой на предмет своих д