"Гудок": Локализация производства автокомплектующих на российских предприятиях
Локализация производства автокомплектующих на российских предприятиях может быть достигнута только за счет выпуска элементарных изделий. Такой вывод содержится в докладе Института комплексных стратегических исследований, который по заказу Минпромэнерго проанализировал отечественное производство автокомплектующих и эффективность мер стимулирования автомобильной промышленности.
Как заявил аналитик института Дмитрий Плеханов, требования МЭРТ по сокращению импорта автокомпонентов на 30% могут быть достигнуты только за счет производства на наших предприятиях наиболее простых комплектующих. О локализации производства двигателей и трансмиссий вообще не может идти речи.
Наиболее перспективным вариантом структурирования автопроизводителей и производителей компонентов в мире являются кластеры - группа взаимосвязанных предприятий, расположенных на одной территории, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. По словам Дмитрия Плеханова, в России на звание кластерной зоны пока может претендовать только Ленинградская область, где начинают концентрироваться сборочные производства мировых автогигантов. Однако пока не ясно, какие именно производители автокомпонентов придут в Ленинградскую область.
Аналитик инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Парфенов считает, что у российских производителей автокомплектующих все-таки есть небольшой шанс обеспечить работой сборочные предприятия. В числе потенциальных поставщиков он назвал, в частности, компанию "Автонормаль", производящую крепежное оборудование, и предприятие "Автосвет", выпускающее фары и электрооборудование. По словам господина Парфенова, российские предприятия сегодня могут справиться и с кузовным производством. Единственной проблемой аналитик считает разрозненность производителей автокомплектующих. Их консолидация - нелегкий и трудоемкий процесс, полагает он.
По данным Института комплексных стратегических исследований, режим промышленной автосборки в России - самый мягкий в мире. В нашей стране требования по локализации производства комплектующих составляют всего 20%, тогда как Китай установил планку по локализации в 80%, а в Индии этот показатель - 40%.