"Ведомости": GM не готова к альянсу с Renault и Nissan
Руководство General Motors может выступить против альянса с Renault и Nissan. 7 июля состоится совет директоров американской компании, на котором ее топ-менеджеры собираются высказать аргументы против сделки, предложенной неделю назад крупнейшим акционером GM К. Керкоряном.
7 июля состоится совет директоров GM. Темой обсуждения станет реструктуризация компании, а также поступившее в прошлую пятницу предложение о присоединении GM к альянсу Renault и Nissan. Кирк Керкорян, владеющий 9,9% акций GM через инвесткомпанию Tracinda, выступил с предложением обсудить возможность сотрудничества трех компаний. Непосредственно перед этим Керкорян встречался с руководителем аффилированных Renault и Nissan Карлосом Гоном.
Гендиректор компании Рик Вагонер не собирается на совете выступать против предложения об альянсе. Он может даже инициировать процедуру due-diligence, а в следующую пятницу встретиться с гендиректором Nissan и Renault Карлосом Гоном. Но при этом, пишет WSJ, Вагонер намерен довести до сведения директоров озабоченность менеджеров сутью предложения об альянсе и тем, как он был предложен. Ожидается, что Рик Вагонер может поставить под сомнение эффективность автомобильных альянсов. Менеджеры компании полагают, что Nissan и Renault не смогут ничем помочь GM. Кроме того, по мнению менеджеров, Керкорян мог нарушить протокол, самостоятельно встретившись с Карлосом Гоном. Руководители GM недовольны тем, как они узнали о предложении создать альянс. Это воспринимается ими как враждебные действия Керкоряна.
Renault и Nissan со своей стороны уже объявили о готовности продолжать переговоры с GM. В опубликованном в понедельник официальном заявлении компаний говорилось, что им необходимо "абсолютное согласие" GM.
Недавно 35 000 сотрудников GM досрочно ушли на пенсию. Это должно помочь GM справиться с кризисом, в который ее загнала в первую очередь высокая доля социальных выплат в стоимости готовой продукции. Сейчас руководству GM нужно время, чтобы реализовать все свои планы. Впрочем, Е. Шаго, ведущий аналитик ИГ "Регион", не исключает, что альянс все-таки состоится, так как GM по-прежнему находится в крайне непростом положении. "Иначе GM может окончательно проиграть рынок - тем же японским производителям", - говорит Шаго. За последний год американские продажи GM упали на 26%, в то время как продажи их японских конкурентов растут. Например, продажи Toyota в США выросли за тот же период на 14%.
Аналитик Sanford C. Bernstein Ltd. Стивен Читам считает, что "существует большая разница между Гоном-руководителем и Гоном - партнером по альянсу": "Мы не думаем, что проблемы GM сможет решить тот, кто официально не является начальником". Впрочем, Гона могут сделать руководителем сразу трех компаний, полагает управляющий директор AG Capital Management А. Агибалов. Ведь в этом альянсе GM необходим именно он как антикризисный управляющий. Аналитик "Атона" Татьяна Капустина считает, что для Renault и Nissan это сотрудничество также выгодно. Через альянс с GM они смогут быстрее и дешевле осуществить экспансию на североамериканский рынок. Это немаловажно, так как американские продажи Nissan (в отличие от продаж других японских автопроизводителей) упали за последний год на 19%.