"Ведомости": "АвтоВАЗ" избавляется от посредников
"АвтоВАЗ" заканчивает наводить порядок в стане поставщиков. Завод уже перешел на прямые контракты с металлургами, напрямую работает с алюминщиками - "Русалом" и "Суалом", а 6 июля подписал соглашение о сотрудничестве с "Лукойлом" - о поставках масел, специальных жидкостей и горюче-смазочных материалов.
Придя на "АвтоВАЗ", команда нового гендиректора завода И. Есиповского первым делом взялась за реформирование дилерской сети и продаж автокомпонентов. В январе "АвтоВАЗ" разорвал кабальный контракт на эксклюзивные поставки запасных частей к Lada с ООО "Соло" (входит в группу "Сок"), а к весне крупнейшим дилером завода стала дочерняя компания "АвтоВАЗа" - "Элекс-Полюс". Завод намерен создать торговый дом "АвтоВАЗ".
Теперь новая команда управленцев "АвтоВАЗа" решила изменить отношения и с поставщиками. Вчера вице-президент "АвтоВАЗа" Н. Мальцев рассказал, что уже более 90% металлопродукции завод закупает по прямым контрактам с меткомбинатами - ранее на долю посредников приходилось около половины поставок металла.
"Такая схема сложилась на заводе очень давно, когда у "АвтоВАЗа" было тяжелое финансовое положение, - рассказал один из бывших сотрудников автоконцерна. - Посредники были нужны для того, чтобы вносить предоплату за металл, потому что у завода не было денег. Но такую схему не изменили, даже когда ситуация с финансами наладилась. Фактически завод превратился в кормушку для посредников".
Мальцев поясняет, что сейчас листовой прокат "АвтоВАЗ" закупает примерно в равных долях у "Северстали" и НЛМК, а оставшиеся объемы добирает у Магнитки. Детали контрактов Мальцев и представители самих комбинатов не раскрывают. На "Северстали" лишь уточнили, что цены для "АвтоВАЗа" пересматриваются раз в полугодие. "Мы стремимся к тому, чтобы у нас не было монопольных поставщиков", - говорит Мальцев. Поэтому завод работает с тремя меткомбинатами, а алюминий закупает и у "Русала", и у "Суала". Первый прямой контракт с "Русалом" "АвтоВАЗ" подписал в этом году и сейчас заводы "Русала" отгружают автоконцерну около 3000 тонн алюминия в месяц, закрывая все его потребности, подтверждает источник, близкий к "Русалу". Но договор с "Суалом" о поставках алюминиевых сплавов с Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК) уже находится на конечной стадии согласования, отмечает представитель "Суала" А. Прохоров. С ЗАлКом "АвтоВАЗ" сотрудничает исторически, но ранее закупки велись через посредническую тольяттинскую фирму "Арлан".
Долгое время у "АвтоВАЗа" не было четко регламентированных отношений и с нефтяниками. Но вчера "АвтоВАЗ" подписал соглашение о сотрудничестве с "Лукойлом". Мальцев уточнил, что теперь до 90% масел для первой заливки, необходимых предприятию, будет поставлять именно "Лукойл". Раньше был еще и ЮКОС, но теперь завод рассматривает его как нестабильного поставщика.
Аналитик Deutsche UFG Е. Сахнова отмечает, что "АвтоВАЗ" наконец-то внедряет у себя цивилизованные схемы взаимоотношений с поставщиками. "Отказ от посредников может сэкономить "АвтоВАЗу" большую сумму денег. "Северсталь-Авто" отказалась от посредников еще в 2004 г., и уже в прошлом году эффект от введения подобных мер составил около $10 млн. У "АвтоВАЗа" экономия будет более заметной и, заключает Сахнова, станет исчисляться $30-60 млн в год.