17/07/2006
"АвтоВАЗ" ищет крайних - "Эксперт"



"АвтоВАЗ" ищет крайних - "Эксперт"


АвтоВАЗ призывает поставщиков разделить ответственность за качество тольяттинских автомобилей и совместно работать над его повышением. На этот раз под огонь критики попали российские металлурги. Руководство тольяттинского предприятия требует поставлять металлопрокат мирового уровня, но по низким ценам.

Топ-менеджеры АвтоВАЗа выступили с инициативой создать в Тольятти собственный сертифицирующий центр для оценки и сертификации поставляемого на завод металла. Уже заключено предварительное соглашение с представителями Ростехрегулирования. Ссылаясь на современные требования рынка, руководство автогиганта требует от отечественных металлургов продукции, которая превосходит по своим качественным параметрам действующие в России ТУ и ГОСТы. Плюс к этому меткомбинаты, считают на ВАЗе, должны сдерживать рост цен на свою продукцию (в себестоимости автомобиля составляющая металла доходит до 20%), работать над совершенствованием технологических и производственных процессов, оптимизировать логистику. Все это, по мнению руководства АвтоВАЗа, внесет существенный вклад в повышение качества и потребительских характеристик тольяттинских машин.

Качество российских автомобилей, в том числе и под брэндом Lada, действительно, уже давно стало притчей во языцех. Однако правомочно ли перекладывать ответственность за конечный результат на поставщиков металла - большой вопрос.

АвтоВАЗ ежегодно потребляет 800-900 тыс. тонн металлопродукции. Основные поставщики завода: "Северсталь", "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК) и "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК). Несмотря на то, что в среднем процент брака в металле, поставляемом на завод, не так уж велик - около 1,5-2%, такая ситуация руководство ВАЗа не устраивает. Ведь один процент несоответствующего нормам металла, объясняют на автозаводе, - это тысячи тонн продукции, затраты на ее доставку и хранение, нарушение технологического процесса, необходимость дополнительной обработки материала, временные и трудовые издержки.

По данным главного инженера механосборочного производства ОАО "АвтоВАЗ" А. Короткевича, больше всего проблем связано с металлопродукцией для автомобилей семейства Lada Kalina: к ним предъявляются повышенные требования по качеству, да и сам состав закупок включает ряд позиций, которые пока не освоены отечественными металлургами на должном уровне.

Тольяттинские топ-менеджеры говорят о возможной замене российских поставщиков металла иностранными, но аналитики скептично относятся к этим заявлениям. "Подобные инициативы вряд ли могут быть реализованы, поскольку закупка стали за рубежом обернется огромным количеством проблем, связанных с логистикой, организационными моментами, да и по цене импорт проката явно не будет дешевле внутрироссийских закупок", - отметил аналитик инвестиционной компании (ИК) "Тройка Диалог" С. Донской.

Еще одна проблема, о которой новое руководство АвтоВАЗа неоднократно упоминало, - это посреднические схемы в структуре закупок металла. Увеличение затрат из-за посредников доходило до 30%. Генеральный директор ОАО "АвтоВАЗ" И. Есиповский недавно заявил, что эта проблема практически решена. На сегодняшний день заключены семь прямых договоров, еще 30 находятся в стадии подписания. По словам г-на Есиповского, в этом году доля прямых поставок металла на завод составит 93%.

Уйдя от посредников, АвтоВАЗ сможет существенно снизить издержки. Конечно, на отпускных ценах это вряд ли скажется, но повысить рентабельность предприятия, которая по итогам 2005 г. сократилась вдвое - до 1,5%, шанс есть.

Российская черная металлургия производит более 65 млн. тонн металлопродукции в год. Структура поставок отечественного металла свидетельствует о том, что, например, строительная отрасль - более важный для металлургов потребитель, нежели автомобильная промышленность. Аналитики оценивают долю автопрома в сбыте "Северстали" в 15-20%, у НЛМК и ММК эта цифра составляет 10-15%. Такие данные представила ИК "Тройка Диалог". Тем не менее, в условиях снижения мировых цен на свою продукцию, российские металлурги вынуждены с повышенным вниманием относить

На верх