КАМАЗ – товар дефицитный
Спрос на самые популярные машины - КАМАЗ - резко превышает предложение, и в дилерских центрах выстроилась очередь до двух месяцев. На другие грузовики - в частности, белорусский МАЗ - очереди еще больше, и срок поставки в заключенных контрактах определен зимой. КамАЗ уже увеличил производство в этом году с 3 тыс. до 4 тыс. машин в месяц, а в следующем году планируется рост до 5,5 тыс. машин. Участники рынка, однако, считают, что и этого, почти двукратного повышения будет недостаточно.
Дилеры КАМАЗа отмечают небывалые очереди практически на весь модельный ряд грузовиков. Начальник отдела продаж ТД "Кама XXI век" Алексей Ахметзянов говорит, что обычно основные позиции грузовиков были в наличии на складе дилера или завода со сроком поставки до одной недели, а на спецтехнику - до месяца. "Сейчас же срок поставки практически каждого автомобиля составляет 30 календарных дней",- сказал Ахметзянов. Самый большой спрос наблюдается на самосвалы, пишет газета "Бизнес".
Как заявила пресс-служба КАМАЗа, спрос на грузовые автомобили полной массой 14-40 т в России вырос на 42% и руководитель предприятия Сергей Когогин поставил задачу увеличить выпуск грузовиков с 4 тыс. в месяц до 5,5 тыс.
По мнению дилеров, объем поставок КАМАЗа на российский рынок составляет только 1,5-2 тыс. машин в месяц - остальные уходят на экспорт, хотя потребность внутреннего рынка намного выше. На заводе объясняют ситуацию с дефицитом грузовиков тем, что сейчас выполняется крупный госзаказ. "Если раньше завод брал предоплату для закупки комплектующих, то сейчас даже отказывается от задатка",- рассказывает топ-менеджер одного из дилеров автозавода.
Источник в московском представительстве КамАЗа подтвердил, что нехватка грузовиков связана с небывалым ростом экспорта в прошлом месяце, который составил 1,4 тыс. автомобилей, в то время как по итогам 2005 года весь экспорт был на уровне 6 тыс. машин. Хотя аналитики отмечают, что экспортные контракты, как правило, заключаются заранее, поэтому справедливей говорить о том, что для руководства завода стало неожиданностью увеличение спроса на российском рынке.
В целом по рынку грузовых автомобилей отмечается дефицит и на грузовики других российских производителей и иномарок. В "Техинкоме" говорят, что на грузовики МАЗ заказы принимаются уже на январь 2007 года, а менеджер по работе с корпоративными клиентами ООО "Скан-юго-восток" Валерий Егин говорит, что очередь на грузовики Scania шведской сборки растянулась до декабря, а на бразильские машины - до сентября. По его словам, автомобилей не хватает, так как российское отделение Scania не ожидало таких объемов продаж.
По мнению Евгения Шаго, аналитика ГК "Регион", очереди на продукцию КАМАЗа и на другие грузовики можно объяснить увеличением спроса. "Этот рост обусловлен быстрыми темпами развития строительного сектора, который требует много техники",- объясняет Шаго. Он не исключает, что увеличение производства до 5,5 тыс. машин не сможет покрыть растущий спрос. Такого же мнения придерживаются и дилеры. "Если бы они вышли на мощности в 10 тыс. автомобилей в месяц, тогда бы запросы рынка были бы удовлетворены в полной мере",- заявил один из них.
"Автосфера"