24/07/2006
«Отвертке» в помощь



«Отвертке» в помощь


Режим промышленной сборки вскоре будет распространен не только на автозаводы иностранных фирм, расположенные на территории России. По подобной схеме станут работать и производства по выпуску автокомплектующих. Проект подобного постановления разработан Минэкономразвития, а на следующей неделе его будут рассматривать на заседании правительства.

Основанная цель властей - предельно упростить для зарубежных концернов процесс локализации производства. При этом, по мнению аналитиков, рост доли действительно отечественных комплектующих в российских иномарках (и так ничтожный) замедлится, а эффект импортозамещения в автопроме проявится через годы.

Первый из заводов, начавший работу в режиме промсборки, Ford, стартовал очень резво. В первый год уровень локализации достиг 28%, но потом разрыв с требованиями стал падать - 25% (нужно 20%), 30,5% (нужно 30%), и наконец в этом году произошло неизбежное - в середине июня 2006 года компания сумела показать лишь 35% российской доли стоимости Focus при требовании в 40%. Режим промышленной сборки, при котором таможенные ставки на комплектующие крайне низки или вообще отсутствуют, прекратил свое действие, пишет "Бизнес".

Высокий первоначальный процент локализации объясняется просто: в российскую долю добавленной стоимости входит в первую очередь НДС, а также расходы на зарплату рабочим, электроэнергию и тепло и все прочие накладные. При низких объемах производства это и дало столь существенную долю "русского" в затратах на производство единицы Focus. Но потом объемы выпуска стали быстро расти, а затраты сильно не увеличились.

Доля деталей российских производителей в машине по-прежнему мала. Ford покупает в России брызговики, элементы обивки салона, боковые стекла, некоторые пластиковые детали (например, воздуховоды системы отопления кузова), коврики и частично проводку. Все это тянет на несколько сотен долларов, при том, что отпускная цена среднестатистического автомобиля для дилеров составляет $12-13 тыс.

Уже в прошлом году предприятие стояло на грани нарушения соглашения о режиме промсборки, но нарастить долю российских поставщиков современных автокомплектующих им не удалось: таковых просто нет. Причем вскоре с подобным столкнется Renault и Kia Motors, а в перспективе - Volkswagen, Nissan и Toyota.

"Проект данного постановления - это своего рода смягчение графика локализации. Ведь производители автокомплектующих тоже сначала станут в основном локализировать те же позиции, что и автозаводы, то есть собирать запчасти из привозных деталей. Зато автозаводам станет намного легче, они тут же получат качественные комплектующие российского производства",- говорит аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Настоящая локализация в том виде, в каком она существует в других странах (например, в Испании и в Бразилии от иностранных концернов требовали на месте реально производить 60% деталей для авто), откладывается на несколько лет. Реальной локализации пока не будет, зато иностранным автопроизводителям, которые сейчас стремятся на наш рынок, станет еще удобней открывать свои сборочные предприятия, считают эксперты.

"Автосфера"

На верх