24/07/2006
"Ведомости": АвтоВАЗ” ищет альтернативу французскому концерну



"Ведомости": АвтоВАЗ” ищет альтернативу французскому концерну


Иностранцы не должны захватить российский авторынок, решили руководители "АвтоВАЗа" и отказали Renault в продаже блокпакета акций завода. Это ставит крест на СП с французским концерном, думают эксперты. А "АвтоВАЗ" теперь хочет создать новую платформу автомобиля класса С вместе с Porsche Engineering Group.

"АвтоВАЗ" - крупнейший российский автозавод, в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. - 132,5 млрд руб., чистая прибыль - 1,4 млрд руб. Около 60% "АвтоВАЗа" принадлежат его "дочкам" - AVVA, ЦО "АФК" и "ИФК". С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет ФГУП "Рособоронэкспорт". Renault в прошлом году продала 2,5 млн автомобилей. Выручка за 2005 г. - 41,3 млрд евро ($52,5 млрд). Чистый доход - 3,37 млрд евро. Porsche Engineering Group выделена из Porsche AG в 2001 г., на 100% принадлежит ей. Занимается централизованным управлением и маркетингом инженерных разработок.

"АвтоВАЗ" не будет продавать свои акции французской Renault, заявил в пятницу председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Артяков. "Мы смотрим на ситуацию [с Renault] с технической точки зрения", - подчеркнул он. "АвтоВАЗу" интересна лишь совместная разработка с французами новой платформы и об этом ведутся переговоры, пояснил слова Артякова топ-менеджер "АвтоВАЗа".

Переговоры "АвтоВАЗа" и Renault начались еще при прежнем руководителе "АвтоВАЗа" Владимире Каданникове. Менеджеры "Рособоронэкспорта", пришедшие на завод в декабре, весной возобновили их. В июне Артяков слетал в Париж, чтобы лично переговорить с президентом Renault Nissan Карлосом Гоном. Renault предложила "АвтоВАЗу" выкупить не менее 25% акций, обещая создать с ним СП для сборки 450 000 машин, разработанных на базе своей самой экономичной модели - Renault Logan, ежегодно. Эксперты считали это предложение очень выгодным для "АвтоВАЗа". Deutsche UFG в специальном отчете среди преимуществ сделки для "АвтоВАЗа" называл доступ к современным технологиям и "приобретение лучшего западного опыта управления". Но продать блокпакет завода означало бы передать контроль над российским авторынком иностранцам, пояснил "Ведомостям" причину отказа гендиректор "АвтоВАЗа" Игорь Есиповский. Он считает, что у "АвтоВАЗа" есть разработки лучше Logan. Еще один источник, близкий к "АвтоВАЗу", рассказал, что менеджмент был недоволен также предложением Renault приобрести акции по рыночной цене. В пятницу капитализация автозавода в РТС составила $1,7 млрд, но руководству "АвтоВАЗа" и "Рособоронэкспорта" кажется, что ее недооценили.

Но "АвтоВАЗ" не зацикливается на Renault. Весной завод вел переговоры с PSA Peugeot Citroen, а сейчас договаривается с Porsche Engineering Group (PEG) о разработке новой платформы автомобиля класса С и двигателя к нему, говорит источник в руководстве "АвтоВАЗа". PEG участвовала в разработке вазовской "восьмерки". Теперь она может помочь в доработке новой модели ВАЗ-2116. Также планируется, что Porsche будет осуществлять инжиниринг последующих моделей, добавляет другой топ-менеджер автоконцерна. К тому же сотрудничество "АвтоВАЗа" с Porsche больше нравится главе "Рособоронэкспорта" Сергею Чемезову, чем проект с Renault, рассказал "Ведомостям" топ-менеджер "Рособоронэкспорта". Porsche не комментирует взаимоотношения с клиентами, заявил представитель компании Майкл Бауманн. В Renault комментировать заявления Артякова и Есиповского отказались. Но эксперты уверены, что теперь договориться с французами не удастся. Покупка акций гарантировала бы Renault участие в выработке стратегии и ценовой политики "АвтоВАЗа", отмечает аналитик "Атона" Татьяна Капустина, без этого Renault не будет чувствовать себя комфортно. Независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук напоминает, что Logan - прямой конкурент моделям Lada и французам нет смысла бесплатно растить себе конкурента и делиться с ним технологиями. Капустина видит в отказе продать акции Renault идеологические причины: менеджеры "АвтоВАЗа" держатся за идею создания национального автомобиля. Это, по ее мнению, ошибка, ведь всегда лучше купить готовую модель, чем тратиться на разработки. По подсчетам представителя од

На верх