09/08/2006
«Конструктор» для военных - "Автоизвестия"



«Конструктор» для военных - "Автоизвестия"


То, что на шасси одной машины можно создавать разные по назначению боевые машины, известно давно. Но шведские конструкторы из компании Hagglunds довели принцип "детского конструктора", кажется, до абсолюта, придумав SEP. Это аббревиатура от Splitterskyddad Enhets Plattform, что в переводе со шведского означает "Модульная тактическая платформа". Оригинальная система замены центральной части корпуса, стыкующейся с базовым шасси, позволяет превращать платформу в тягач, санитарную машину, бронетранспортер на 12 пехотинцев, ракетную пусковую установку, командный пункт, машину разминирования, радар - и прочее, прочее. Особая "прелесть" SEP заключается в том, что стандартные "модули" могут быть заменены уже после выхода машины с конвейера, в войсках. Так что генералы получат блестящую возможность проявить конструкторские таланты, ну, и конечно использовать SEP для разных целей, меняя их хоть ежедневно. Благо, все модули имеют стандартизированные разъемы и замки, соединяющие их с шасси, которое может быть колесным (полноприводным, с формулой 6 х 6 или 8 х 8) или гусеничным. Внутри базовых шасси также велика унификация узлов. И здесь ключевую роль играет выбранная система привода. И колеса, и гусеницы вращают электромоторы. Они получают энергию от мощных аккумуляторов, которые подзаряжает дизель-генератор. Прямой связи колес и ДВС нет, что дало инженерам свободу в компоновке агрегатов.

Авторы машины отмечают, что в SEP установлены сразу два дизель-генератора - для большей надежности. Их суммарная мощность - 100 киловатт. Дизели размещены над колесами (гусеницами) по бортам, что оставляет свободным большой объем в центре машины, а также обеспечивает экипажу дополнительную защиту. Электромоторы же встроены в ступицы каждого колеса. Электрическая трансмиссия, точнее - гибридный привод последовательного типа - наделяет машину редкими возможностями. Так, в колесном варианте можно управлять вращением каждого колеса по отдельности, что гарантирует потрясающею маневренность, вплоть до разворота на месте. Запас энергии в аккумуляторах позволяет SEP некоторое время двигаться почти бесшумно, не включая дизель. Такой режим, кстати, делает машину малозаметной в инфракрасном диапазоне. Высокая гибкость и надежность системы, относительно малый расход топлива и лучшие экологические показатели, высокая ремонтопригодность в полевых условиях, взаимозаменяемость узлов, а также, по словам представителей компании, более низкие эксплуатационные расходы в сравнении с БТР и БМП прежних поколений - главные достоинства новой модульной схемы.

Разумеется, платформа напичкана новейшими электронными системами. Потратив 10 лет на развитие проекта, шведы изготовили несколько образцов SEP двух типов: с шестиколесным и гусеничным шасси. А к концу нынешнего года из ворот компании должен выйти и восьмиколесный вариант. Шесть месяцев испытаний и 3 тысячи километров в разных климатических условиях доказали надежность машин.

Масса SEP с полным боекомплектом составляет 17,5 тонны (8-колесный вариант будет весить до 24 тонн), что позволяет транспортировать машину по воздуху. При этом 6 тонн - это грузоподъемность, так что разнообразного оборудования и вооружения можно втиснуть немало. Внутренний, используемый для целевой нагрузки объем - 10 кубометров. А полный - 13 кубов. Длина и ширина SEP - 5,9 и 2,7 метра соответственно. А вот высота различна - 1,9 - на гусеничном ходу, и 2 метра - на колесах. Максимальные скорости также различны: на колесах SEP способна разогнаться до 100 км/ч, на гусеницах - до 85 км/ч. Кстати говоря, гусеницы резиновые, ленточные.

На верх