18/08/2006
Ездить можно на всем



Ездить можно на всем


Смешивать традиционное топливо с чем попало - сейчас самое распространенное и характерное для начального этапа поиска выхода из создавшегося положения занятие. Volvo пошла дальше - предложила все, что есть сегодня на рынке, заливать в один автомобиль. Ее Multi-Fuel может ездить одновременно на пяти различных видах горючего: смеси hythane (10% водорода, 90% метана), биоэтаноле, известном как Е85 (85% этанола и 15% бензина), биометане, натуральном газе и бензине. Для каждого в машине своя емкость. Старт всегда на газе. Далее кнопкой выбираешь любое понравившееся горючее, как диск в чейнджере. По ходу можно переходить с газообразного на жидкий вид или обратно, причем даже не отпуская педали газа, - машина едет без всяких подрыгиваний, сбоев, потерь мощности или скорости. Она вообще ничем не отличается от стандартной Volvo V70, на базе которой построена. Разгон до сотни - за 9 секунд. Мощность мотора - 200 л.с. Экономия топлива - почти 20%. Выбросы в атмосферу - по "Евро-5". Система, которая позволяет использовать разное топливо, увеличивает стоимость машины на 3 тыс. евро. Однако серийная будет дешевле вдвое, обещает Хенрик Форсгрин, представитель компании. Сервис станет чуть дороже. И нужны заправочные колонки с соответствующим горючим, но они в Швеции уже появляются. У Volvo есть и серийные машины систем Bi-Fuel (ездят на натуральном газе, биометане и чистом бензине в качестве резерва и для старта) и FlexiFuel (под топливо Е85). Со следующего года их, возможно, можно будет купить и у нас.

Водородные машины притягивают к себе не потому, что ассоциируются с водородными бомбами. Водород дешевле природного газа, который, в свою очередь, вдвое дешевле бензина, и BMW, например, уже не один год шлифует процесс его сжигания в цилиндрах обычного мотора. Но за рулем таких машин пока - разочарование. Обычные моторы на водородном питании существенно теряют в мощности, что наглядно продемонстрировал экспериментальный Ford Focus. Его мощность оказалась всего 110 л.с., хотя на бензине он развивал бы 260 л.с., масса - более 1,5 тонны, время разгона до сотни -17 секунд, запас хода - 250 км.

Более перспективный вариант водородного питания - бортовой электрохимический генератор (те самые топливные элементы), который синтезирует воду из водорода и кислорода, вырабатывая тем самым электроэнергию. Машины на топливных элементах есть у Mercedes, Volkswagen, Audi, Toyota, Nissan, Ford, GM, Honda, Hyundai ("водородный" Santa Fe). Современные протонообменные мембраны уже только ненамного дороже прежних электрохимических генераторов (графитовые электроды, покрытые каталитическим слоем). Я держал такую мембрану в руках - тонкая прозрачная пленка, шуршащая в руках, как целлофан, а стоит... как Hyundai Getz.

Один из самых активных разработчиков автомобилей на новых видах топлива, Ford, представил сразу три различных варианта машин на самом легком газе: "жидкий водород - бензин", газообразный водород и топливные элементы и гибридный "водород-электричество". Интересен последний вариант - в нем вообще нет топлива из нефти.

Ford Focus Wagon H2RV выглядит обычно. На дисплее видно, от какого двигателя - внутреннего сгорания или электромотора - подается энергия на колеса. Машина разгоняется плавно, бесшумно, с равномерным ускорением - похоже на троллейбус. До сотни не быстро, за 15 секунд. Газ в пол - незаметно подхватывает обычный мотор. В него вместо бензина впрыскивается газообразный водород - момент виден на дисплее. При сбрасывании скорости идет подзарядка батареи. Электромотор выполняет функцию торможения и параллельно возвращает энергию в аккумуляторы - это тоже показывает дисплей (вот придумали игрушку, но хочется участвовать в процессе). Машина не дает выходить из поворотов на максимальных оборотах и вообще не ездит резко. Больше 120 км/ч из нее не выжать. На прямых нас легко обходили более проворные автомобили. Но такие экземпляры создаются для города, и здесь ее динамики достаточно. Зато все выхлопы, включая СО2, почти равны нулю, говорит Дональд Кларк, один из разработчиков проекта. Вместо вредных выбросов - вода, которую можно пи

На верх