Рынок крупнотоннажных грузовиков показывает высокую динамику - "Эксперт-Урал"(2)
Кроме того, в сегменте большегрузов, участвующих в международных перевозках, препятствием для развития становится несоответствие техники экологическим евростандартам. Напомним, выпуск и импорт двигателей стандарта ниже Евро-2 в России запрещены. С 2008 г. станет обязателен Евро-3, Евро-4 - с 2010 г. Переход на Евро-5 запланирован на 2012 - 2014 гг. При этом "автомобилей с двигателями Евро-4 в России нет. В Европе норма будет введена с октября 2006 г., значит, путь туда закрыт. Российские машины международными перевозчиками не востребованы. Сейчас парк автомобилей, участвующих в международных перевозках, в уральском округе составляет 350 единиц. Ежегодный прирост в 10 - 15 машин - ерунда по сравнению с теми объемами, которые могли бы быть. Чем больше автомобилей, тем больше возможность заключить долгосрочный договор на перевозки. О чем разговаривать с компанией, у которой всего пять-десять авто?" - сетует на дефицит необходимых большегрузов начальник Уральского регионального представительства АСМАП Г. Шпрейер. В чем традиционно сильны позиции отечественных производителей, так это в сегменте внутренних перевозок: здесь важны столь необходимые на наших дорогах характеристики проходимости.
Дефицит предложения приостановил темпы роста продаж в сегменте подержанных иномарок. Это также связано с введением новых экологических норм в Европе и России. А. Гостяев: "Интенсивность обновления автомобилей в Европе резко увеличивается перед каждым нововведением. Крупные компании избавляются от старого автопарка. Эти машины покупают более мелкие фирмы, которым не под силу покупка новых авто. Экспорт в Россию сокращается. Бывает, что позднее техника приходит к нам с таким диким пробегом, что ее невозможно использовать". Генеральный директор екатеринбургской компании URALTRUCKS (один из крупнейших дилеров подержанной техники из Европы) А. Торчинский категоричен: "Большим тормозом в развитии продаж "правильных" грузовиков из Европы становятся вводимые у нас ограничения. Качественных европейских грузовиков на дорогах было бы больше. До сих пор в самых тяжелых авариях в качестве участников преобладают КАМАЗы, МАЗы и ЗИЛы: они не имеют элементарных систем безопасности, которые штатно устанавливаются в Европе с начала 90?х. Основная проблема в том, что, задушив рынок подержанных грузовиков из Европы, правительство открыло китайский "клапан". Грузовики дешевле 2 тыс. долларов - утопия, которая приведет к коллапсу рынка".
Несмотря на ввод запретительных таможенных пошлин на импорт авто старше пяти лет (раньше - семи), подержанные европейские грузовики останутся наиболее популярной группой (сейчас - до 75%) в совокупном объеме импорта: привлекают их высокое качество и доступная цена. По оценкам специалистов компании "Лорри", за первые два года стоимость иномарки падает в среднем на 30 - 40%, через четыре - до 60%. Со временем серьезно обострится проблема старения парка. Необходимость замены старых машин будет подогревать спрос на новые. Потенциальный потребитель новых иномарок столкнется с рядом проблем.
Во-первых, слишком дорого - не под силу средним компаниям. Российские грузовики комфортно чувствуют себя по отношению к новому импорту из-за существенной разницы в цене, иногда почти двукратной. Выход предлагает заместитель директора по маркетингу ТД "Автодизель" (Пермь) В. Швецов: "Можно пользоваться лизинговыми схемами: до 30% продаж компании идет через лизинг". С. Загребин рассказывает: "Наш закон о лизинге признается специалистами чуть ли не лучшим в Европе. Схема открывает дополнительные финансовые возможности, позволяет экономить". Однако проценты пока слишком высоки. А. Торчинский: "В основном наши клиенты рассчитываются за грузовики сами. Мы провели всего десяток лизинговых сделок. Лизинговые компании усложняют оформление документов, да и плата высока: в Европе пакет еврокаско вместе с лизинговым платежом стоит в пределах 8 - 10% годовых, у нас - вдвое выше". А. Тайгин: "Дешевле взять кредит. Но если брать подержанное авто, требуется обеспечение. Для транспортной компании - это чаще всего вторая машина из собственного автопа