Рынок крупнотоннажных грузовиков показывает высокую динамику - "Эксперт-Урал"(1)
Рынок крупнотоннажных грузовиков показывает высокую динамику. Однако потенциал его как минимум вдвое выше: тормозят рост малые объемы производства и неразвитая сервисная сеть. В середине августа открылась авторизованная сервисная станция Volvo Truck Corporation в Тюмени. По словам руководства компании, результаты 2005 г. показали: Россия - самый перспективный рынок Восточной Европы, автомобильный парк тяжелых грузовиков Volvo (полная масса более 16 тонн) у нас - порядка 30 тыс. единиц. Существующие станции техобслуживания (на Урале их три: в Екатеринбурге, Челябинске и Уфе; в России - 30) не справляются с наплывом машин, выстраиваются очереди на обслуживание. По оценкам специалистов компании, новый тюменский сервис возьмет на себя около 10% автопарка Volvo. Ремонтный цех (площадью 2,5 тыс. кв. метров) вмещает 12 постановочных мест, в перспективе их - 22. Однако сервис большегрузной техники - не единственная проблема быстро растущего рынка.
За 2005 г. в России продано более 70 тыс. крупнотоннажных грузовиков: примерно на 15% больше, чем в прошлом году. На долю Уральского региона приходится, по некоторым оценкам, порядка 10% российского рынка. Продажи отечественных производителей - КАМАЗа, МАЗа (иномарка, но лишь условно) и УралАЗа (входит в группу ГАЗ) - росли медленнее рынка. На них традиционно приходится основная доля продаж, около 65%. Позиции российских предприятий в сегменте большегрузов пока сильнее, чем на рынке легковых автомобилей (48% по итогам года). Но ситуация меняется: рынок активно заполняют подержанные и новые грузовые иномарки (темпы прироста 31% и 46% соответственно, см. таблицу "Импорт большегрузных авто в Россию"). За минувший год их ввезено почти 25 тысяч. В денежном выражении импорт увеличился более чем на 60% и превысил 400 млн долларов. "Рынок на подъеме, востребовано все, - оценивает ситуацию региональный менеджер по продажам грузовых автомобилей Volvo на Урал, Сибирь и Дальний Восток компании "Вольво Восток" (Москва) В. Зейфельд. - За 2005 г. в екатеринбургском филиале "Вольво Восток" реализовано 133 большегруза (без учета централизованных поставок крупных партий грузовиков в регион через головной офис). Динамика впечатляет: 196% против 22% в 2004 г.".
Причины роста - в подъеме отраслей потребителей тяжелых грузовиков. К примеру, объем грузооборота автомобильного транспорта показал самую высокую динамику на рынке грузоперевозок региона, около 9%; теми же темпами растут объемы жилого строительства. Планами делится председатель совета директоров одного из крупнейших региональных перевозчиков компании "Лорри" (Екатеринбург) А. Гостяев: "Многие компании сейчас отказываются от железнодорожных перевозок и переходят на авто: это быстрее, мобильнее (не надо за месяц вперед заказывать вагоны), точнее (почти все готовы возить "от двери до двери"). Уральский рынок перевозок на большегрузных авто достаточно емкий; в планах компании - освоение приволжского и сибирского регионов. Идет интенсивное развитие. Потребность в технике огромна. Автопарк будет увеличиваться в разы, кроме того, он постоянно обновляется. Если раньше мы получали четыре автомобиля в два месяца, потом - в месяц, то сейчас - каждые две недели. До конца года планируем закупить еще 30 машин. В следующем году попробуем как минимум удвоить объем техники, купленной в 2006 г." Итоги первого полугодия-2006 показали: к концу года рынок "разгонится" как минимум до 30 - 35%. Впрочем, объемы продаж могли бы быть еще выше, если бы...
Существуют несколько основных причин, мешающих рынку развиваться: для каждого сегмента - свои. Отечественные производители ошиблись при планировании: они не рассчитывали на резкий рост спроса. Ситуацию характеризует заместитель генерального директора екатеринбургской компании "Автотранслизинг" (официальный дилер ОАО "КАМАЗ") А. Фирсов: "Взлет спроса начался в апреле. Сметается все, сейчас мы принимаем заявки на октябрь. Продукции не хватает, наблюдается двух, трехкратный дефицит. В сентябре дали квоту - 206 автомобилей на шесть уральских дилеров. Мы имеем портфель заказов порядка 140 машин в месяц. Дефицит во мн