06/09/2006
"Гудок": Три пути российских автозаводов



"Гудок": Три пути российских автозаводов


Уже в ближайшее время те автосборочные мощности, которые создаются иностранными компаниями, существенно перекроют потребности рынка. И те, которые существуют, и те, которые прогнозируются. Тогда мы придем к настоящему рынку и серьезной конкуренции, которых пока нет. Тем не менее, несмотря на то, что российский рынок - дефицитный, требования к продукту на нем очень серьезные.

Пока на рынке нет серьезной аналитики. Оценки нередко упираются в достоверность статистических данных. Например, известно, что китайские автомобили ввозятся в страну очень высокими темпами. Но мы этих показателей точно не знаем. Если мы берем цифры от таможни, то они просто смешны. Китайские производители и их российские дилеры не раскрывают своей статистики. В этих условиях очень трудно создавать свою стратегию реализации продукции и делать прогнозы.

Наш рынок существенно отличается от других развивающихся рынков, в которых автомобильная промышленность также показывает высокие темпы роста. В Бразилии правят бал совместные предприятия с ведущими мировыми производителями. В Индии 16% занимают новые местные компании и 80% - мировые автогиганты. В Китае около 70% занимают СП, около 18% - новые местные компании, 10% - традиционные автопроизводители. В России же пока, по данным 2005 года, 60% рынка у традиционных компаний, 40% - компании с участием иностранных производителей.

Поэтому есть три модели развития отечественного автопрома. Первая - продолжение производства собственных моделей (таким путем идут "АВТОВАЗ" и "КАМАЗ"). Вторая - организация лицензионного производства иномарок (ГАЗ, "Северсталь-авто", "ТАГАЗ", "Автотор"). Третий путь - производственная кооперация с иностранными автопроизводителями ("GM-Автоваз", ЗИЛ). Каждая из этих стратегий имеет свои плюсы и минусы.

При первой модели "налажены сбыт и сервисное обслуживание, есть круг постоянных, лояльных потребителей. Но минусы этой стратегии - недостаточность рынка для реализации серьезной политики, ограниченность финансовых и кадровых ресурсов. Партнерство с известным брендом снижает затраты на создание и продвижение продукта. Вы получаете уже готовый продукт, подкрепленный технологией. Здесь возможность в короткий срок начать выпуск конечного продукта - модель, которая на каком-то рынке показала хорошие результаты.

Однако тут есть существенные ограничения: автопроизводители не готовы отдавать на российский рынок передовые разработки. "ТАГАЗ", например, выпускает модели Hyundai, уже снятые с производства. Hyundai же экспортирует на российский рынок новые модели. Наше предприятие избрало для себя третью модель развития - производственную кооперацию. Она позволяет сохранить хорошие местные наработки и докупить у мировых производителей необходимые комплектующие.

На верх