06/09/2006
"Гудок": Автопром избавят от социальной политики



"Гудок": Автопром избавят от социальной политики


Минпромэнерго собирается с помощью государственного регулирования привлечь в Россию иностранных производителей комплектующих. По прогнозам ведомства В. Христенко, к 2010 г. это позволит избавиться от массового ввоза подержанных иномарок и втрое увеличить мощности автозаводов в стране. Чтобы помочь производителям, чиновники собираются с помощью мер государственного регулирования избавить их от непрофильных социальных активов.

Заместитель министра промышленности и энергетики России А. Реус на первом международном автомобильном форуме (проходил в рамках Московского автосалона) назвал рост промышленной сборки машин самым результативным воплощением политики государства. По его словам, она смогла переломить негативную тенденцию по растущему импорту подержанных иностранных автомобилей. И в результате вся картина автомобильного рынка в России меняется. По данным Минпромэнерго, рост автомобильного рынка в первом полугодии 2006 г. составил 15,6%. Доля иномарок российской сборки выросла на 3%. В то же время на 5,7% уменьшилась доля подержанных иномарок.

Как заявил А. Реус, ожидается, что новые мощности по сборке автомобилей позволят поставлять на рынок более 600 тыс. машин в год, а к 2010 г. - до 800 - 900 тыс. штук. "Таким образом, общие производственные мощности по выпуску легковых автомобилей к 2010 г. составят около 1,9 млн. штук в год, что с учетом импорта полностью обеспечит потребность рынка", - считает представитель Минпромэнерго. Ожидаемый объем инвестиций в сборочные производства оценивается примерно $2 млрд. Вместе с тем существенной проблемой для отечественного автопрома является низкий уровень развития производства компонентов. По словам господина Реуса, менее 5% из 2000 поставщиков комплектующих соответствуют международным стандартам качества. Уровень брака у российских производителей компонентов многократно превышает требуемые показатели. Однако Минпромэнерго собирается привлекать в Россию иностранных производителей автокомплектующих. Для этого на них распространят льготы режима промышленной сборки, что позволит беспошлинно завозить оборудование и материалы для выпуска автокомпонентов в России. Соответствующие дополнения к постановлению правительства о промышленной сборке могут быть подготовлены уже в течение месяца.

Кроме того, по мнению заместителя министра, "государство по возможности должно снять с автопроизводителей нагрузку по содержанию непрофильных социальных активов и помочь в реализации программ по адаптации высвобождаемых кадров".

Тему государственной поддержки автопрома продолжил на форуме и председатель совета директоров "АвтоВАЗа" В. Артяков. В своем докладе он сослался на опыт Китая, где правительство осуществляет прямое инвестирование в производства, выпускающие экспортную продукцию. При этом длительное время там проводилась государственная политика, направленная на стимулирование максимальной локализации промышленной сборки автомобилей. Наряду с этим страна была практически закрыта для импорта автомобилей. "В результате Китай сегодня занимает четвертое место в мире по выпуску автомобилей после США, Японии и Германии", - отметил В. Артяков.

Однако представитель "АвтоВАЗа" различает понятия "господдержки" и "протекционистских мер". "Это хорошо, что наши граждане сегодня имеют свободу выбора транспортного средства,- отметил В. Артяков. - Конкурентная среда полезна и для российских автопроизводителей. Но эта конкуренция должна быть справедливой. И государство должно об этом позаботиться". Сделать это В. Артяков предлагает с помощью Федеральной целевой программы по развитию автомобильной промышленности. Необходимо, по его мнению, также предусмотреть использование средств Инвестиционного фонда для создания автомобильной техники нового поколения. Для обновления основных фондов, создания современной производственной базы российским предприятиям очень важно предоставление государственных гарантий по кредитам, субсидирование из федерального бюджета процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам. "Выполнение этой задачи во многом облегчит и предоставление таможенных льгот для импорта техно

На верх