"Гудок": Автокомпоненты производите сами
Проекты по промсборке иномарок в России могут быть сорваны из-за отсутствия отечественных автокомплектующих надлежащего качества. Правительство не намерено предоставлять льготные условия для их производителей. Участники "круглого стола" в рамках первого Российско-Японского инвестиционного форума в Санкт-Петербурге обсуждали, что нужно сделать, чтобы в России не просто собирать, но и производить современные автомобили иностранных марок.
В отличие от развитых стран сейчас доля автомобильной промышленности в общем объеме российской экономики составляет лишь 2%, а доля автокомплектующих и того меньше. Это несмотря на то, что многие эксперты говорят о буме в реализации машин, обеспеченном доступными схемами автокредитования. Пока этот бум отражается больше на доходах зарубежных производителей, которые импортируют сюда свои иномарки и в лучшем случае строят автосборочные цеха. Тем более что представители японских предприятий хорошо все просчитали и поняли: проще везти комплектующие через границу, чем строить в России заводы по их производству. Даже с учетом таможенных пошлин, которые приводят к 40% удорожанию поставляемой продукции. Российских производителей качественных автокомплектующих в стране практически нет. Только три профильные российские фирмы получили международную аттестацию, в частности, павловское ЗАО "Инструм-Рэнд", производящее рулевую колонку для автомобилей Mercedes.
В Санкт-Петербург приходят Nissan и Toyota. Оптимистичный настрой японских инвесторов, судя по выступлению представителей этих компаний господ Фиро Хосаки и Ико Тибо, соседствует с опасениями. Северная столица еще не вся Россия, и далеко не все регионы могут создать приемлемые условия для инвесторов по производству автокомпонентов. Если для автосборочных предприятий введен льготный режим промышленной сборки, то производителям комплектующих ничего подобного предоставлено не будет. Общее настроение японских гостей выразил представитель компании Isuzu, которая ведет переговоры о создании в России своего автосборочного предприятия. Он задал вопрос о послаблениях для иностранных производителей автокомплектующих. "Нам видится развитие рынка автомобильных комплектующих в плотной кооперации с западными производителями, - ответил на этот вопрос директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Дмитрий Левченков. - Но говорить о прямой финансовой поддержке было бы неправильно". Наряду с этим МЭРТ готовит предложения об "обнулении" таможенных пошлин на ввоз компонентов первого уровня - мостов, элементов отделки, компонентов управления. Как это отразится на нарождающемся отечественном рынке производства автокомпонентов - покажет время. Японцы надеются на то, что после вступления в ВТО наше таможенное законодательство волей-неволей будет либерализовано, а рынок постепенно начнет интегрироваться.