"Ведомости": Завод начинает выпускать дизтопливо “Евро-4”
Новокуйбышевский НПЗ решил не дожидаться введения российским правительством новых экологических требований к топливу. В октябре предприятие начнет выпуск дизтоплива стандарта "Евро-4", вложив в проект в этом году $70 млн. Аналитики считают, что у завода не будет проблем со сбытом.
Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод (ННПЗ) за восемь месяцев 2006 г. переработал более 4,5 млн т сырой нефти, выработал 642 000 т автомобильных бензинов и 1,361 млн т дизельного топлива. Доля высокооктановых бензинов от общего объема производства бензинов составила 67%, что более чем на 20% выше уровня 2005 г. 100% акций компании принадлежит ЮКОСу. В 2005 г. выручка от продажи составила 6,9 млрд. руб., чистая прибыль - 1,5 млрд. руб.
Новокуйбышевский НПЗ в октябре планирует запустить производство дизельного топлива стандарта "Евро-4", рассказал "Ведомостям" главный инженер предприятия Виталий Самсонов. Его выпуск намечен в рамках программы по производству перспективных видов топлива на 2006-2016 гг. В октябре планируется произвести 5000 т зимнего дизтоплива "Евро-4", а с ноября ежемесячно - уже по 45 000 т. В будущем возможен выпуск и летнего дизтоплива этого стандарта. В 2006 г. в реализацию программы уже вложено $30 млн, говорит Самсонов, до конца года планируется направить еще $40 млн, а в 2007 г. объем инвестиций составит $140 млн. Самсонов говорит, что руководство завода приняло решение начать выпуск "Евро-4" без постепенного перехода с "Евро-2" на "Евро-3", "чтобы не растягивать программу модернизации предприятия".
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин отметил, что сейчас все производители топлива будут стремиться перейти на производство стандарта "Евро-4". "По проекту технического регламента, который в ближайшее время будет утвержден российским правительством, с 2008 г. нельзя будет выпускать "Евро-2", с 2010 г. - "Евро-3", а с 2014 г. - "Евро-4", - утверждает он.
ННПЗ первой из "дочек" ЮКОСа начнет производить дизтопливо "Евро-4", говорит Константин Мисяутов, начальник службы по связям с общественностью ЮКОС-РМ (реализует продукцию нефтеперерабатывающих дочерних предприятий). В 2007 г. к его производству приступят Ачинский нефтеперерабатывающий завод и Ангарский нефтехимический комбинат. Мисяутов затруднился точно определить рынки сбыта этого топлива, но не исключил, что это будут те же рынки, куда горючее поставляется сейчас: на внутреннем рынке это Московский регион, а на внешнем - Китай, Южная Корея, Япония и Европа.
Аналитик ИФК "Солид" Денис Борисов отметил, что сейчас дизтопливо стандарта "Евро-4" выпускают только нефтеперерабатывающие предприятия "Лукойла". Компания производит его с июня 2005 г. на "Пермьнефтеоргсинтезе" (200 000-220 000 т в месяц), "Нижегороднефтеоргсинтезе" (120 000-150 000 т в месяц) и "Ухтанефтепереработке" (20 000 т в месяц), рассказал начальник отдела по работе с прессой "Лукойла" Дмитрий Долгов. В прошлом году российские НПЗ "Лукойла" произвели 5,6 млн т дизтоплива "Евро-4" для реализации как на внутреннем рынке, так и на экспорт в Финляндию. К 2014 г. объемы производства могут составить 10,6 млн т в год, говорит Долгов. Бензин стандарта "Евро-3" "Лукойл" выпускает только на "Нижегороднефтеоргсинтезе". В 2005 г. в его производство компания вложила около 900 млн руб. Отказываться от топлива этого стандарта в ближайшее время не планируется, замечает Долгов, поскольку оно интересно соседним странам, например Белоруссии, больше, чем "Евро-4".
На начальном этапе запланированных ННПЗ объемов выпуска нового зимнего дизтоплива достаточно для реализации на внутреннем рынке, считает Борисов из ИФК "Солид". Российский автопарк пока не способен потреблять "Евро-4" в больших объемах, говорит эксперт.
Проблем со сбытом у ННПЗ не будет, добавляет аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, особенно с экспортом. Цены на дизтопливо и его потребление за границей растут, говорит он: если в прошлом году там было продано 32,9 млн. т, а выручка составила $15,8 млрд., то уже в первой половине этого года экспорт достиг 17,1 млн. т., а выручка составила $9,3