"Ведомости": Toyota идет на обгон
В ближайшие два года японская Toyota может стать крупнейшим автопроизводителем в мире. Руководство компании ожидает, что в 2008 г. она увеличит продажи до 9,8 млн. автомобилей по сравнению с 8,13 млн. по итогам прошлого года. Нынешний лидер - американская General Motors активно сокращает производство в попытках выбраться из кризиса.
General Motors Co - крупнейший автопроизводитель в мире. В 2005 г. продала 9,05 млн. автомобилей, выручка составила $192,6 млрд., чистые убытки - $10,5 млрд. Toyota в 2005/2006 финансовом году (закончен в марте 2006 г.) продала 8,13 млн. автомобилей. Выручка составила $179 млрд., чистая прибыль - $16 млрд.
Toyota стала вторым по величине автопроизводителем в 2003 г., обогнав по продажам Ford, и с тех пор мечтает о глобальном лидерстве. Компания с капитализацией по состоянию на пятницу в $194,6 млрд. уже давно стоит дороже, чем GM, Ford и DaimlerChrysler, вместе взятые. Теперь компания хочет сместить GM и с пьедестала мирового лидера по объему продаж автомобилей. На прошлой неделе президент компании Кацуаки Ватанабэ сообщил, что с учетом своих подразделений Hino Motors и Daihatsu Motor в нынешнем финансовом году компания намерена увеличить продажи на 8,8% до 8,85 млн. автомобилей. А по итогам 2008 г. увеличить эту цифру еще на 10,7% до 9,8 млн.
Достигнуть такого количества продаж японский автопроизводитель рассчитывает путем увеличения своей доли на развивающихся рынках, включая Бразилию, Индию и Россию. По словам Ватанабэ, компания по-прежнему будет делать ставку на компактные и эффективные модели. Планы компании схожи с намерениями GM, которая готовится к постройке нового завода в Индии для производства Chevrolet Spark, модели ценой в $6000-8000. Ватанабэ рассказал, что Toyota собирается продавать свои экономичные модели за $6000, "предварительно изучив модели конкурентов".
По оценкам экспертов, если прогнозы Toyota оправдаются, компания почти наверняка выйдет на первое место по мировым продажам. Пока GM удается сохранять лидерство, но разрыв между конкурентами сокращается. Во II квартале нынешнего года Toyota увеличила продажи на 7,1% до 4,36 млн автомобилей. А у GM они сократились до 4,6 млн. В попытке выбраться из кризиса компания разработала план реструктуризации, предусматривающий масштабные увольнения сотрудников и закрытие ряда заводов в США, что уже в нынешнем году приведет к сокращению производства на 12%.
По оценке Кристофа Клапера из Raiffeisen Bank, в следующие два года GM не стоит ожидать перемен. Ее доля на североамериканском рынке будет постоянно уменьшаться. Американским компаниям сложно состязаться с японскими на своем поле. Они вынуждены тратить миллиарды на соцобеспечение рабочих, в то время как Toyota, на правах иностранной компании, пользуется налоговыми льготами. Впрочем, Арт Спинелла из CNW Marketing Research уверен, что продажи GM в 2007-2008 гг. увеличатся не более чем на 1,5-2%. "Главная надежда GM - европейский рынок, и в целом, несмотря на некоторые проблемы в Азии, продажи GM будут расти", - уверен он. А вот Toyota увеличить продажи такими темпами будет очень сложно, говорит Спинелла.
Рост объемов производства и продаж Toyota может негативно сказаться на качестве ее автомобилей и, как следствие, на репутации компании. Недавно Toyota была вынуждена отозвать 400 000 автомобилей в Америке. Но к 2010 г. Toyota намерена нанять 8000 инженеров, чтобы преодолеть проблему ухудшения качества, одновременно продолжая расширение. (По материалам FT, WSJ.)