05/10/2006
"Ведомости": Растительное топливо



"Ведомости": Растительное топливо


Две ростовские компании - "Башнефть-Юг" и "Астон" решили построить в области заводы по производству из зерна добавок в бензин. Общий объем инвестиций в проекты - около 250 млн. евро. Эксперты прогнозируют наибольший спрос на биоэтанол за рубежом, где приняты законы об обязательных биодобавках в традиционное топливо.

Группа компаний "Башнефть-Юг" владеет около 60 АЗС в Ростовской области и Краснодарском крае, пакетами акций промышленных предприятий "Донецкий экскаватор", "Миллеровосельмаш", "Кормаш", Миллеровского ГОКа, комбинатом "Аксинья" (производство керамики), около 100 000 га посевных площадей. Предприятия группы производят муку, крупу, рис, торгуют зерном. Ежегодный оборот группы - 6-8 млрд. руб. Агро-индустриальная корпорация "Астон" управляет группой компаний в России, на Украине, в Швейцарии и Германии. В группу входят маслоэкстракционные заводы "Волшебный край" и "Миллеровский", портовый зерновой терминал на реке Дон, элеваторные комплексы, мукомольный комбинат, судоремонтный завод, сухогрузы класса "река - море" и танкеры для перевозки растительных масел. Основной владелец - Вадим Викулов. По данным компании, ее выручка в 2005 г. превысила $410 млн.

"Башнефть-Юг" собирается построить завод по производству биоэтанола на территории принадлежащего ему предприятия "Азоврыба", рассказал глава группы Али Узденов. Сейчас ведутся предпроектные работы, которые должны завершиться к лету 2007 г., после чего начнется строительство завода мощностью 250 000 т в год. Строительство займет 18-24 месяца. Узденов оценивает проект в 130 млн евро и рассчитывает 85% от этой суммы привлечь в виде кредитов западных банков, переговоры с которыми уже ведутся. Срок окупаемости инвестиций он оценил в семь лет.

"Астон" определится с площадкой под строительство завода годовой мощностью 250 000 т к концу 2006 г., говорит председатель наблюдательного совета компании Вадим Викулов. Сейчас рассматриваются две площадки - в Каменском районе на базе недавно приобретенного предприятия "Северский Донец" и в левобережной промзоне Ростова, где находится основной терминал "Астона". В течение 2007 г. планируется согласовать техническую документацию, а в конце года начать строительство. "Такие заводы строятся быстро, поэтому от предпроекта до пуска пройдет не более полутора лет", - сказал Викулов. Он оценил инвестиции в проект в 100-120 млн евро (40% - собственные средства), срок окупаемости - в 4,5 года.

Ростовские биоэтаноловые проекты не единственные. Например, в Омске ГК "Титан" собирается построить производство мощностью не менее 150 000 т в год. В Томске производить до 15 000 т биоэтанола намерен спиртзавод "Экстрасиб", прорабатывает детали проекта волгоградская ГК "Випойл". А вскоре список инвесторов может расшириться: не исключают участия в подобных проектах президент агросоюза "Юг Руси" Сергей Кислов и гендиректор компании "Югтранзитсервис" Кирилл Подольский. Но тесно на рынке не будет, убежден Узденов. По его подсчетам, в России возможно разместить до 10 заводов по производству биоэтанола.

Директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько говорит, что дешевле производить биоэтанол из кукурузы, но сомневается, что на юге такого сырья будет достаточно. Производство биоэтанола из пшеницы, по его мнению, увеличивает себестоимость продукции на "десятки процентов". По данным регионального минсельхоза, в 2006 г. валовой сбор зерновых в Ростовской области составил почти 6 млн т (на уровне 2005 г.), а ожидаемый сбор кукурузы превысит прошлогодний на 20% и составит около 500 000 т.

Проекты дают возможность производства бензина по европейским нормам, а это может увеличить российскую долю в европейском бензиновом импорте, полагает аналитик ИК "Финам" Владислав Исаев. По его мнению, на внутреннем рынке биоэтанол пока вряд ли будет пользоваться спросом из-за низкой по сравнению с Европой стоимости обычного бензина и мягких экологических норм.

По данным Агентства инвестиционного развития Ростовской области, в 2005 г. мировое потребление биоэтанола составило 35,3 млрд. л, а к 2010 г. увеличится до 56 млрд. л. Наиболее пер

На верх