06/10/2006
Доедет ли это колесо до Казани?



Доедет ли это колесо до Казани?


Тема контрафакта стала одной из самых популярных в российских властных кругах. Причина понятна - бурный поток фальшивок мешает нам вступить в ВТО. Однако чиновники говорят, как правило, о компакт-дисках и кассетах с музыкой, фильмами или программным обеспечением. Есть сферы, где проблема стоит гораздо острее, а последствия применения "левака" несравнимо опаснее. Речь идет о подделке автозапчастей. По данным ГИБДД, доля аварий, произошедших из-за неисправности транспортных средств, достигает 2,5% от общего их числа. Это десятки тысяч ДТП в год по стране. Официальной статистики о том, насколько виноваты в этом поддельные автодетали, нет. Однако, по экспертным оценкам, из-за "левых" запчастей резко снижены показатели безопасности едва ли не половины отечественных машин. С подержанными иномарками дела не намного лучше.

Масштабы рынка поддельных автокомпонентов на сегодняшний день мало в чем уступят объему пиратской аудиопродукции. Как рассказал "Новым Известиям" председатель комитета по технической политике Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) Салим Гареев, точного объема рынка контрафактных деталей сейчас никто не знает - последнее исследование на эту тему проводилось в 2002 году. Однако, по разным экспертным оценкам, эта величина колеблется от 30 до 90% всех продаваемых в России деталей. В денежном выражении сумма достигает как минимум 2 млрд. долларов. Большую часть ее составляют продажи запчастей к легковым отечественным машинам.

Сами автопроизводители в такие масштабы не верят. В "Северсталь-Авто" заявляют, что доля подделок под брендами "УАЗ" и "ЗМЗ" составляет 15-20%. А пресс-секретарь ОАО "ГАЗ" Олег Луговой сообщил "НИ", что по Горьковскому автозаводу этот показатель составляют не более 5%. Впрочем, из этой статистики исключены детали, выносимые с территории завода его рабочими. А ведь они используются не только в готовом виде, но и как материал для производства других узлов и агрегатов.

По словам г-на Гареева, на рынок все это добро попадает самыми разными способами. Во-первых, как уже было сказано, детали воруют на заводах. Распознать произведенную из них фальшивку практически невозможно - вся "родная" маркировка на месте. Во-вторых, это отходившие свой срок части, которые затем восстанавливают на подпольных предприятиях. И лишь на третьем месте находится собственно выпуск новых деталей кустарями "на колене".

Что подделывают больше всего? "В основном быстроизнашиваемые части - подвески, рулевые тяги, штанги и т.п., - поведал "НИ" Салим Гареев. - Кроме того, большим спросом пользуется и поддельная светотехника. Причем кустарным способом делаются только корпуса для тех же блок-фар, в то время как само стекло настоящее". По словам эксперта, официальных производителей таких стекол в России наперечет, так что нет никаких сомнений, что налицо сговор предприятий с пиратами. По всей видимости, рабочие при поддержке администрации неплохо подрабатывают "в третью смену".

Особая статья - расходные материалы. Наиболее активно подделывают автомобильное масло и тормозные колодки. О последних - разговор особый. Если фирменные детали спокойно проходят 10-30 тыс. километров, то "гаражные изделия" напрочь стираются через 2-3 тыс. Со всеми отсюда вытекающими последствиями для безопасности машины и водителя.

Особенно неприятно то, что контрафактные колодки отличить от лицензионной продукции может только знающий нюансы специалист. При полном совпадении упаковки и маркировки разница заключается лишь в качестве изделия. На нормальных колодках при экстренном торможении автомобиль способен остановиться со скорости 100 км/ч за 40 метров, а на контрафактных тормозной путь составит не менее 60 метров. Разница всем автомобилистам понятна. Чтобы сбить потребителя со следа, автомобильные пираты пользуются нехитрыми технологиями "похожих названий". В частности, вместо маркировки с надписью "Егорьевск" (в этом городе производятся известные автомобилистам колодки) ставится "Егоровск". И спутать легко, и по закону ничего не предъявишь.

Специалисты успокаивают владельцев новых иномарок - их эта проблема

На верх