10/10/2006
"RBCdaily": Автобусы доехали до Белоруссии



"RBCdaily": Автобусы доехали до Белоруссии


Белорусское правительство смягчает для россиян условия доступа на свой автобусный рынок. В стране вводится преференциальный режим госзакупок российской техники, ранее распространявшийся лишь на отечественную продукцию: Участники рынка усматривают за решением лоббистские усилия группы "ГАЗ", которая смогла извлечь собственные выгоды из переговоров о поставках российского газа в Белоруссию.

Накануне вступил в силу указ № 598 президента Белоруссии, распространяющий на закупки российских автобусов преференциальный режим, ранее применявшийся лишь в отношении отечественных транспортных средств. Со вчерашнего дня белорусские покупатели российской техники избавляются от импортной наценки в 25%. Сами же российские производители получают право претендовать на средства транспортного сбора. До сих пор именно за счет поступлений от этого сбора белорусские предприятия должны были проводить закупки новой техники. Однако согласно местным законам закупки импортных автобусов и прочих транспортных средств запрещались, что ставило фактический запрет на российский импорт, хотя официального табу на это не было.

Директор Союза производителей сельхозтехники и оборудования для АПК "Союзагромаш" Евгений Корчевой называет указ белорусского президента решением, восстанавливающим статус-кво во взаимоотношениях двух государств. По словам г-на Корчевого, Белоруссия до последнего времени под разными предлогами стремилась обойти соглашение "О двусторонней торговле". Оно гарантирует единые внешнеторговые условия для российских и белорусских компаний. "При закупках автобусов россиянам говорилось, что целевой транспортный сбор нельзя считать демпинговым инструментом, поскольку он является источником финансирования госзакупок, но не поддержки белорусских предприятий. 50-процентная дотация при закупках комбайнов преподносились в качестве поддержки крестьян".

Смягчение условий поставок российской техники глава "Союзагромаша" считает сугубо политическим решением, ставшим "откупной" в двустороннем диалоге о поставках газа в Белоруссию. Преференциальный режим для российской продукции был введен накануне сентябрьской встречи премьер-министров двух стран - Сергея Сидорского и Михаила Фрадкова. Примерно в это же время было принято решение о расширении закупок комбайнов "Ростсельмаша" с 200 до 354 штук и поставках в Белоруссию 50 тракторов пятого класса Кировского завода. "Пакет взаимных условий был объемным, однако, безусловно, газовый вопрос был доминирующим", - напоминает г-н Корчевой. 598 указ он называет достижением российских автомобильных лоббистов, сумевших вывести вопрос о централизованных закупках своей техники на уровень двусторонней межправительственной комиссии.

В число главных лоббистов эксперты включают группу "ГАЗ", контролируемую главой "Базового элемента" Олегом Дерипаской. "С белорусской проблемой они бились четыре года и сумели найти рычаги воздействия". Пресс-секретарь группы "ГАЗ" Владимир Торин подтвердил, что его компания является крупнейшим поставщиком автобусов в Белоруссию. По его словам, в прошлом году в Белоруссию было поставлено не менее 200 автобусов из 250 российских автомобилей, о которых ранее заявлял белорусский Минтранс.

Как заявлялось ранее, в 2006 году страна планирует увеличить закупки автобусов на 30%, до 938 штук. Пресс-секретарь Александра Лукашенко Павел Легкий затруднился прогнозировать, какой объем техники придется на российские автомобили. Существуют ли какие-либо договоренности о расширении поставок автобусов в Белоруссию, не смог сказать и Владимир Торин. Вместе с тем, по его словам, группа "ГАЗ" готова довести объем белорусских поставок автобусов до 4100 машин.

На верх