16/10/2006
"Ведомости": Новая столица автопрома



"Ведомости": Новая столица автопрома


Северная столица становится новым центром российского автомобилестроения. Если Toyota, Nissan и General Motors реализуют заявленные планы по строительству своих производств в городе, то к 2010 г. регион станет крупнейшим производителем "российских иномарок". Но экспансия автоконцернов этим не ограничится - при таких объемах производства вслед за сборщиками машин потянутся и их традиционные поставщики комплектующих. Некоторые из них уже столбят участки вблизи строящихся заводов.

Днем рождения совершенно новой для Петербурга отрасли - автомобилестроительной - можно считать 26 апреля 2005 г. В этот день президент Toyota Motor Europe Токуичи Ураниси подписал договор о строительстве первого петербургского автосборочного производства с министром экономического развития Германом Грефом и губернатором Валентиной Матвиенко. Toyota строит в Петербурге предприятие мощностью 50 000 автомобилей в год стоимостью $150 млн, на котором с конца 2007 г. будут производится Camry. $15 млн в проект вложит ЕБРР, который получил за это 20% в компании Toyota Motor Manufacturing Russia (TMMR).

Cтройка началась в середине апреля 2006 г., рассказывает вице-президент TMMR Ичиро Чиба. Сейчас на площадке в Шушарах уже воздвигнуты скелеты производственных корпусов. Чиба обещает, что стройка закончится весной, а летом 2007 г. завод запустит оборудование, отлаживая технологический процесс автомобильной сборки. Первые Camry петербургской сборки поступят в продажу в конце 2007 - начале 2008 г., обещает вице-президент TMMR.

Петербург немного запаздывает с созданием инфраструктуры для Toyota, говорит зампред комитета по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации Николай Асаул. Примерно месячное опоздание по строительству дорожной сети участка Toyota в Шушарах не скажется на ходе проекта, уверяет чиновник. По его словам, к началу завоза оборудования на завод город успеет построить необходимые дороги. Nissan, пришедший вслед за Toyota, только приступает к освоению участка. Договор с Минэкономразвития президент Nissan Карлос Гон подписал на Петербургском экономическом форуме в середине июня этого года. Японская компания собирается потратить около $200 млн на завод, который будет выпускать 50 000 автомобилей трех моделей - они еще не выбраны. Завод заработает в 2009 г. "Российский автомобильный рынок меняется очень быстро. Мы определимся с моделями, пока идет строительство завода, и к лету 2008 г. выбор будет сделан", - обещал "Ведомостям" Гон в июне, добавив, что одна из моделей точно будет внедорожником.

Земельный участок в 150 га на севере Петербурга - около будущего пересечения кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра - петербургское правительство выделило Nissan 19 сентября. Это часть будущей промзоны "Каменка", говорит Асаул из комитета по инвестициям. Сейчас этот участок полностью занят лесом, от которого компания должна очистить землю в три этапа. По словам Асаула, первый участок земли в Каменке будет готов принять строителей уже в апреле 2007 г. и за год на нем появятся корпуса завода. Гендиректор Nissan Manufacturing Rus Фуджио Хосака подтвердил планы компании, сообщив, что на первом этапе предприятие будет выпускать 20 000 машин и только некоторое время спустя доведет производство до плановых

50 000. В Петербурге Nissan создаст автопроизводство полного цикла, включая сварку и окраску корпуса машин, рассказал Хосака. От более подробных комментариев он отказался, сославшись на то, что проект находится в самом начале.

Самым расторопным среди западных производителей, пришедших в Петербург, оказался General Motors, который запустит свой завод мощностью 25 000 автомобилей по соседству с Toyota в Шушарах к 2009 г., но собирать внедорожник Captiva начал в городе уже в сентябре. Автогигант арендовал площади у своего старейшего петербургского дилера - компании "Лаура". Как рассказал гендиректор "Лауры" Михаил Логутенко, несколько лет назад его компания приобрела пустующие цеха у оборонного завода "Арсенал" на правом берегу Невы, но не нашла им применения и сейчас в них развернуто производство Captiva. Как расс

На верх