03/11/2006
"Коммерсантъ": Детальный подход



"Коммерсантъ": Детальный подход


С конца ноября вступают в силу дополнения к режиму промышленной сборки автомобилей в России. Теперь по ней можно будет выпускать не только машины, но также их основные узлы и агрегаты. За счет этого Минпромэнерго и Минэкономразвития надеются привлечь в Россию западных производителей автокомпонентов. Однако сами разработчики режима признают, что он не гарантирует скорого и масштабного развития компонентной отрасли.

Расширенная промсборка В октябре глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что в истории российского автопрома "открыта новая страница". Если раньше Минэкономразвития и Минпромэнерго подписывали инвестсоглашения о строительстве заводов в России только с иностранными автоконцернами (в числе которых Nissan, Toyota, Volkswagen, General Motors), то теперь министерства намерены привлекать в Россию западных производителей автокомпонентов. Для этих целей подписан трехсторонний приказ Минпромэнерго, МЭРТа и Минфина, расширяющий перечень деталей автомобиля, которые можно ввозить в Россию в режиме промсборки - по льготным таможенным ставкам (0-5%). Перечень расширен за счет деталей, предназначенных для сборки высокотехнологичных узлов и агрегатов автомобиля (двигателей, коробок передач, ведущих мостов), а также для сборки более простых компонентов (автомобильных сидений, деталей обивки салона, радиаторов, электрооборудования и пр.).

Ожидается, что приказ будет зарегистрирован в Минюсте и вступит в силу в ближайшее время. Из его копии (она имеется в распоряжении Ъ) следует, что инвесторы смогут импортировать детали компонентов в режиме промсборки, если подпишут соответствующее инвестсоглашение с МЭРТом. Производители высокотехнологичных компонентов автомобиля будут иметь право льготного импорта в течение семи лет, производители остальных компонентов - в течение пяти лет. И те и другие за три с половиной года (с момента вступления инвестсоглашения в силу) обязаны сократить количество ввозимых деталей для сборки на треть. При этом 10% перечня должно быть сокращено спустя полтора года, а 20% - спустя два с половиной. Способ сокращения перечня производители компонентов выбирают сами: они могут самостоятельно наладить выпуск необходимых деталей в России, начать закупать их у российских поставщиков или продолжить импорт деталей вне перечня, то есть с уплатой всех таможенных пошлин.

С миру по детали Как отметил господин Христенко, первым автопроизводителем, который воспользуется режимом промсборки для выпуска автокомпонентов, станет КамАЗ. Сейчас у завода работает два СП с иностранцами: ZF-КАМА (с немецкой Zahnrad Fabrik), которое выпускает коробки передач для грузовиков, а также СП с американской Cummins Inc. по выпуску двигателей для малых и среднетоннажных грузовиков.

О готовности работать в режиме промсборки заявляют еще два производителя автомобильных сидений. Это СП группы СОК и словенской TPV Group, которое станет поставщиком АвтоВАЗа, и компания "Сотекс" (Нижний Новгород), которая будет выпускать сиденья для ОАО "Северсталь-авто" (они пойдут на комплектацию внедорожников SsangYong, собираемых компанией). Заявки компаний на право работы в режиме промсборки поступают в МЭРТ и будут одобрены после регистрации приказа в Минюсте.

Тем временем о готовности самостоятельно открыть в России производства для работы по промсборке заявили уже целый ряд производителей компонентов. Австрийская Magna Steyr построит в Петербурге завод, выпускающий пластиковые детали салона автомобилей, детали кузова и элементы коробок передач (они будут поставляться на конвейер Nissan и GM). Вслед за Toyota в Петербурге придет ее дочерний поставщик Toyota Boshoku (выпускает автомобильные сиденья).
На прошлой неделе Siemens VDO Automotive AG объявила о покупке контрольных пакетов компаний "Автоэлектроника" и "Автэл" (Калужская область, производят системы впрыска топлива и блоки электронного управления системами автомобиля), которые будут поставщиками строящегося в регионе завода Volkswagen (VW). ZF и Bosch намерены создать в Тольятти производство топливной аппаратуры и деталей трансмиссии для нужд АвтоВАЗа. Губернатор Петербург

На верх