"RBCdaily": КамАЗу разонравился Китай
Автозавод вышел из СП с китайскими партнерами. КамАЗ вышел уже из второго своего китайского СП, продав местному партнеру долю 50%. Тем не менее российский автозавод не отказался от идеи по созданию сборочного производства в городе Далянь. Этот проект продвигают китайские партнеры на межправительственном уровне. Именно это и может стать единственным шансом на успех: без большого межправительственного контракта на поставки КамАЗу не добиться серьезного увеличения продаж, уверены эксперты.
Вчера КамАЗ сообщил о продаже своей доли в совместном китайском предприятии "Муданьцзян - КамАЗ", зарегистрированном в городе Муданьцзян провинции Хэйлунцзян. Компания продала 50% акций и вышла из СП. Как сообщил РБК daily директор по информационной политике ОАО "КамАЗ" Владимир Самойлов, у компании в Китае было два СП и сейчас она вышла из обоих. Год назад российский производитель вышел из состава СП "Таншань - КамАЗ". Тогда решение объяснили тем, что компания избавляется от непрофильных производств. КамАЗ продавал большие объемы техники в Китай до 1992 года. Всего было продано 50 тыс. автомобилей, но с 1996 года продажи фактически прекратились, сообщил РБК daily директор по экспорту ВТК "КамАЗ" Евгений Пронин. Два СП, из которых КамАЗ вышел, занимались производством спецтехники на шасси КамАЗа и сервисным обслуживанием машин. При сокращении объемов продаж участие КамАЗа в СП потеряло смысл, заключил он.
Между тем на прошлой неделе глава МЭРТ Герман Греф объявил в Пекине, что КамАЗ планирует создать сборочное предприятие в Китае. По словам г-на Пронина, на таком большом рынке, как Китай, КамАЗ тоже может найти свое место, тем более что машины отвечают современным технологическим требованиям. Однако новый проект по организации сборочного производства потребует серьезных вложений в маркетинг. "Необходимо будет убедить покупателя, что наши машины вышли на новый технический и соответственно ценовой уровень", - сказал г-н Пронин. Кроме того, КамАЗ будет стремиться к снижению себестоимости с помощью использования китайских компонентов. Правда, как сообщил РБК daily источник на предприятии, в руководстве КамАЗа существуют разногласия относительно того, имеет ли смысл китайская экспансия: "Вести дела с китайцами довольно трудно. Протокол о намерениях по сборочному производству был подписан под сильным давлением со стороны китайских партнеров. Возможно, поэтому о нем объявил МЭРТ, а не сам КамАЗ".
По мнению директора по маркетингу "Соло Консалтинг" Дарьи Лобаковой, для завоевания доли на китайском рынке КамАЗу недостаточно просто организовать производство: "КамАЗу необходимо будет разработать эффективную стратегию продвижения для этого высококонкурентного рынка". По мнению эксперта, из-за высокого потребления топлива и высокой по сравнению с китайскими аналогами ценой КамАЗу нужно будет позиционировать свои авто как нишевый продукт. К примеру, как автомобили повышенной проходимости, специального назначения и т.п.