"Гудок": КамАЗ осваивает экзотические рынки
КамАЗ открыл в пакистанском городе Карачи сборочное производство грузовиков и автобусов. Завод, на котором будут выпускать российские автомобили, входит в группу предприятий Bibojee Services Limited, которая занимается производством легковых автомобилей, грузовиков, автобусных шасси и шин.
Подразделение грузовых автомобилей этого холдинга ранее собирало ежегодно около 2 тыс. машин японских моделей. Теперь за счет сборки "КамАЗов" объемы производства планируется довести до 3 тыс. автомобилей в год.
Планируемая мощность производства "КамАЗов" в Пакистане - до 1 тыс. автомобилей, преимущественно седельных тягачей "КамАЗ-5460". Позже производство расширят за счет сборки самосвала "КамАЗ-6520" и различных модификаций автобусов на шасси "КамАЗ-5297". Как сообщила "Гудку" пресс-секретарь КамАЗа Ирина Быстрова, производство будет организовано по полному циклу, включая сварку и окраску кабин автомобилей. Вопрос об организации сервисного обслуживания автомобилей в Пакистане находится на стадии изучения.
Первые "КамАЗы" попали в Пакистан в 90-е годы, когда туда было экспортировано 50 самосвалов "КамАЗ-55111". В 2002 году Пакистан купил партию пожарных автомобилей на шасси "КамАЗ-65115". И наконец, в 2004 году было подписано лицензионное соглашение на право сборки седельних тягачей "КамАЗ-6460" и автобусных шасси "КамАЗ-5297".
Затем в течение двух лет пакистанская компания Bibojee добивалась от правительства разрешения на промышленную сборку российских автомобилей и готовила под нее площадку.
КамАЗ тем временем разрабатывал грузовики с правым рулем для пакистанского рынка. В этом году в Пакистан поступила пробная партия из 20 сборочных комплектов деталей. На сегодняшний день 15 машин из этой партии успешно собрано. Когда будет запущен постоянный сборочный конвейер и каков объем инвестиций, затраченных российским автогигантом на организацию сборочного производства в Пакистане, Ирина Быстрова сообщить отказалась
Аналитик компании "БрокерКредитСервис" Севастьян Козицын обратил внимание на тенденцию освоения некоторыми российскими автопроизводителями (такими как КамАЗ и ГАЗ) экзотических рынков, например пакистанского. Эксперт уверен, что незначительные объемы продаж смогут в будущем принести большие дивиденды. "Рано или поздно такие страны будут готовы к индустриальному рывку, - полагает Севастьян Козицын. - Примером тому является опыт Ирана".
КамАЗ идет на развивающиеся рынки, потому что в Европе ему будет достаточно сложно конкурировать с местными производителями, считает аналитик инвестиционного банка "Траст" Евгений Шаго. На азиатских же рынках есть ряд преимуществ: это и достаточно низкая цена российских автомобилей, и их известность у потребителей. Тем не менее проникнуть на рынки, подобные пакистанскому, достаточно сложно. Поэтому КамАЗ и организовал в Карачи совместное производство, полагает эксперт.