"RBCdaily": Зарубежные автоконцерны смогут получить режим промсборки до сентября 2007 года
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) намекнуло иностранным автопроизводителям, что у них есть еще почти год, чтобы подать заявку на получение режима промсборки. До этого времени может растянуться процедура подписания соглашения о вступлении России в ВТО. В свете этих заявлений ту спешку, с которой МЭРТ удовлетворял заявки весной-летом этого года, наблюдатели расценили как попытку чиновников добиться более высоких показателей развития автопрома.
Ориентировочную дату окончательного "дедлайна" по подаче заявок на право промышленной сборки вчера озвучил замглавы МЭРТ Кирилл Андросов. Фактически ею можно считать сентябрь следующего года. Ратификация Государственной думой соглашения о вступлении России во Всемирную торговую организацию, по словам г-на Андросова, произойдет не ранее этого времени. Все заключенные соглашения будут действовать и после вступления России в ВТО. Среди претендентов на организацию промсборки, как утверждает чиновник, 10 компаний, с которыми МЭРТ ведет соответствующие переговоры. Названия концернов представители ведомства не уточняют.
Несмотря на отмену таможенных ограничений при вступлении в ВТО, стимулов претендовать на право промсборки у автопроизводителей остается предостаточно, считает аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова. Себестоимость локализованного производства автомобилей в России, замечает она, в любом случае остается ниже. "Особенно если учитывать проблемы с логистикой, возникающие у автодилеров", - добавляет г-жа Кочешкова. В первую очередь трудности возникают из-за отсутствия развитой транспортной инфраструктуры. Это актуально, в том числе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по территории которых проходят основные транзитные магистрали. Главная надежда - частично существующий кольцевой полукруг, а также западный скоростной диаметр, связывающий все питерские порты, по прогнозам экспертов ИАА "SeaNews", удастся построить в лучшем случае к 2012 году.
Неслучайно, говорит Наталья Кочешкова, в том же Питере иностранные концерны сразу стремятся размещать локализованные производства, привлекая льготными условиями режима промсборки и производителей компонентов. Тем более что такая возможность появилась в начале прошлого месяца, когда МЭРТ, Минфин и Минпромэнерго трехсторонним приказом распространили режим и на автокомпоненты.
Вместе с тем у наблюдателей вызвала недоумение та спешка, с которой МЭРТ заключало соглашения о промсборке в конце весны - начале лета этого года. Тогда чиновники, ожидая, что Россия вот-вот завершит двусторонние переговоры о вступлении в ВТО, заявили, что подать заявку на получение режима промсборки скорее всего можно будет только до конца 2006 года. Зарубежные автоконцерны отреагировали оперативно: в конце мая - начале июня подписали соглашения с МЭРТ о создании сборочных производств Volkswagen и General Motors, а немногим позже заявку подал и Ford Motor, уже собирающий автомобили в Ленинградской области. Вскоре аналогичное соглашение подписал японский Nissan, а французский Peugeot Citroen обещает сделать это в ближайшее время. Подали заявку на получение льготного режима и еще несколько производителей, в том числе российские АвтоВАЗ и КамАЗ.
Опрошенные эксперты называют эту спешку "мобилизирующей". Скорее всего, считает аналитик ИК "Велес Капитал" Денис Орлов, МЭРТ сознательно стимулировало иностранцев быстрее развернуть мощности, чтобы то же самое до вступления в ВТО сумели сделать и локализованные производители компонентов. Это, в свою очередь, позволило бы форсировать планы по развитию автопрома. Не стоит забывать, что в апреле прошлого года на встрече с президентом страны глава Минпромэнерго продекларировал, что к 2010 году выпуск новых машин в стране вырастет до 1,8-2 млн штук с нынешних чуть более 1 млн.