28/11/2006
"Коммерсантъ": Спецмаршрут для спецтехники



"Коммерсантъ": Спецмаршрут для спецтехники


Развитие российского рынка специальной автомобильной техники напоминает, но не копирует развитие рынка коммерческих автомобилей в целом. Более того, по сравнению с последним рынок спецавтотехники с самого начала реформ развивается более быстрыми темпами. И те тенденции, что были заметны на нем три-пять лет назад, на автомобильном рынке только начинают прослеживаться. А конкуренция с иностранцами заставляет российских производителей развиваться еще более динамично.

Гараж коммерческого назначения Российский рынок спецавтотехники отличается от рынка коммерческих автомобилей темпами развития. Если рынок грузовиков в последние годы рос в среднем на 5%, то некоторые сектора рынка спецавтотехники ежегодно прибавляли по 10-15%. Продукция значительного числа российских предприятий, действующих в этих секторах, по техническим и эксплуатационным характеристикам вплотную приблизилась к уровню импортируемых аналогов. Подтверждение этому - приобретение ее зарубежными производителями коммерческих автомобилей для установки на свои шасси. За последние десять лет в России созданы многочисленные совместные предприятия, которые выпускают современные образцы специализированных надстроек и кузовов. Есть и другие особенности. Например, если до сих пор в России на импортные грузовики существует свой круг покупателей, а на российские - свой и оба эти круга практически полностью изолированы друг от друга, то во многих сегментах рынка спецавтотехники отечественным и зарубежным производителям приходится бороться за одного и того же покупателя, жестко конкурируя между собой. Растущий интерес российских заказчиков к спецавтотехнике наглядно демонстрирует тот факт, что если еще три-четыре года назад приобретение ими партии в 10-15 транспортных средств было событием выдающимся, то теперь покупка 50-100 машин воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Вот только несколько самых свежих примеров подобных сделок. Партию из 70 самосвалов приобрела у Renault Truck московская ТК "Эксис". 300 грузовиков Volvo со специализированными кузовами-фургонами заказало российское представительство Coca-Cola. Однако нужно иметь в виду, что рынок неприцепной спецавтотехники сегментирован и каждый сегмент развивается по-разному. Все сегменты, к каждому из которых относится предложение какого-то определенного типа техники (самосвалы, краны, бетоносмесители и т. д.), можно разделить на две большие группы. В той, сегменты которой активно развивались еще в советские времена, картина одна, в той, сегменты которой до начала рыночных преобразований не были охвачены деятельностью отечественного автопрома,- совершенно другая. Например, выпуск самосвальных кузовов, бетоносмесителей, автокранов, автоподъемников и мусоровозов в значительных объемах был налажен еще в 1950-х годах и к началу рыночных реформ каждый из этих типов выпускался несколькими заводами. Большинство из них с приходом в страну иностранных конкурентов смогло удержать весьма существенную долю на рынке благодаря низкой в сравнении с импортными аналогами стоимости продукции, дешевизне ее эксплуатации и высокой ремонтопригодности. Понаехали всякие Другое дело спецавтотехника, которая не применялась или не производилась в СССР. Имеется в виду - не производилась на конкурентном уровне. Наиболее наглядная картина - в сегменте автовозов, которые используют для транспортировки партий легковых автомобилей. Такие полуприцепы советский автопром производил, но любой европейский автовоз уже к концу 1990-х отличался от них как космический корабль от "кукурузника". Ведущие мировые производители этой техники уже давно не выпускают ее в виде полуприцепов, предпочитая устанавливать специализированное оборудование на шасси грузовиков. Неудивительно, что иностранцам удалось быстро и без боя полностью захватить этот сегмент российского рынка. Попытки сопротивления российских производителей оказались безрезультатными. "Среди трех сотен зарубежных автовозов, которыми мы располагаем, в качестве эксперимента недавно появились несколько отечественных,- говорит на условиях анонимности один из участников рынка.- Но оказалось, что п

На верх