27/12/2006
Российские производители сдают позиции на перспективном рынке моторных масел



Российские производители сдают позиции на перспективном рынке моторных масел


Москва. В аналитической записке агентства ABARUS Market Research, подготовленной в декабре 2006 г., сообщается, что в 2005 г. объем рынка транспортных масел (включая моторные и трансмиссионные) составил 800 тыс. тонн. Из них около 250 тыс. тонн приходится на смазочные материалы для легкового транспорта. Сегмент моторных масел составляет 30% от объема произведенных в России смазочных материалов (в 2005 г. произведено 2,7 млн. тонн нефтяных масел всех типов). Около 30% рынка моторных масел в настоящее время занимает импорт.

Российский рынок на фоне мирового растет приличными темпами в 3-4% (в основном за счет увеличения объемов продаж импортной продукции). Объем продаж отечественных производителей постепенно снижается. Между тем, сегмент смазочных материалов для транспорта, и в первую очередь, легкового, выглядит перспективным и быстрорастущим. Рынок моторных масел подкрепляется в первую очередь развитием автомобильного рынка, который является одним из самых быстрорастущих в России: согласно прогнозам экспертов, если в данный момент на 1000 жителей нашей страны приходится всего 150-160 автомобилей, то уже через четыре года этот показатель достигнет 230.

Столь же благоприятной является и ситуация на рынке грузовых автомобилей: только за первую половину 2006 г. производство грузовых автомобилей возросло на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как общий рост продаж всей грузовой техники в России за 2005 г. оценивается приблизительно в 50%.

Между тем, российские НПЗ теряют позиции на данном рынке, несмотря на то, что отрасль контролируется крупными предприятиями (лидером является компания ЛУКОЙЛ). Большинство отечественных производителей ориентируются на низший ценовой сегмент. Из-за низкой доходности производство масла не является приоритетным направлением даже для ведущих производителей, технологический уровень российской нефтепереработки до сих пор существенно уступает западному, и оборудование для данной продукции практически не модернизируется. В результате сегодня сегмент высокоиндексных масел для современного автотранспорта (главным образом, для автомобилей иностранного производства, спрос на которые в России стабильно растет) полностью контролируется иностранными компаниями.

Наряду с ростом импорта увеличивается и экспорт российских смазочных материалов (к настоящему времени объем экспорта достиг практически 40% от общего объема произведенных масел в стране), притом, что выпуск масел в России за последние годы практически не увеличивается. Вывозимая российская продукция выступает базовым сырьем для производства более качественных продуктов, после чего импортируется в виде дорогих видов масел. Наиболее крупными импортерами масел в нашу страну являются корпорации ExxonMobil, Shell, British Petroleum.

Поскольку доля новых иномарок и отечественных автомобилей в общем объеме автопарка постоянно увеличивается, спрос будет все больше смещаться в сторону более качественных и высокоиндексных моторных масел. Поэтому, согласно выводам исследования ABARUS Market Research, концентрация на рынке в ближайшие пять лет, скорее всего, увеличится за счет укрепления позиций крупнейших игроков, способных инвестировать значительные средства в производство. Присутствие мелких производителей (и особенно тех, чье производство ограничивается закупкой масла у ведущих компаний и запуском разливочных линий с последующим брендированием) существенно сократится.

"РБК.Исследования рынков"

На верх