19/01/2007
"Санкт-Петербургские Ведомости": Куда едет наша "Скания"



"Санкт-Петербургские Ведомости": Куда едет наша "Скания"


Такие автобусы в Восточной Европе собирают в двух местах: в Польше и Санкт-Петербурге. Цех просторный и светлый. Сразу бросается в глаза, что работают здесь по шведской системе: никто не авралит, рабочие ходят не торопясь, обсуждают производственные вопросы, тщательно выполняют каждую операцию. В результате ничего не надо переделывать - все сразу сделано качественно и на совесть. Так, кстати, выходит в итоге быстрее.

На сборке работают около 130 человек, всего на предприятии - около 200. В отличие от многих других производств тут немало молодежи. Средний возраст работников - 35 лет. Впрочем, соответствующей статистикой с прессой тут делиться не принято: размер средней заработной платы так и не назвали - ни на конвейере, ни в целом по заводу (сославшись на коммерческую тайну). Сказали только, что зарплата "достойная" и "приблизительно средняя для предприятий отрасли".

Так или иначе, но работать специалистам на заводе нравится, текучесть кадров тут сравнительно небольшая. Большинство из тех, кто сегодня работает, здесь с самого начала - производство запущено весной 2002 года. Многие из тех, кто начинал (а бригадиры, инструкторы и инженеры - в полном составе), прошли обучение на заводах компании в Швеции и Польше.

В свое время выбор производственной площадки именно в Петербурге был сделан благодаря удачному географическому положению нашего города. Как тут еще раз не вспомнить Петра I, изначально выбиравшего место именно с точки зрения близости к Европе и российским рынкам. Действительно, и Швеция рядом, и Польша недалеко (оттуда идут основные комплектующие). А главные рынки сбыта это, конечно же (помимо Петербурга), Москва и другие регионы РФ. Автобусы идут туда своим ходом. На заводе любят вспоминать отправку партии техники в Якутию (Нерюнгри).

Впрочем, продукция из Петербурга поставляется и в другие страны. Так, в прошлом году петербуржцы собрали в рамках крупного заказа 73 автобуса для Стокгольма (приблизительно треть всего объема по этому контракту). Там был принят закон о переводе городского транспорта на экологически чистое альтернативное топливо - этанол (говоря по-нашему, этиловый спирт). Наш завод имеет разрешение поставлять продукцию на европейский рынок. Более того, чтобы пройти испытания и добраться до первой заправочной станции (расположенной на территории Швеции), этанол был произведен одной из российских компаний (ведь запасы нефти, как известно, не возобновляются и бензин со временем уступит место другим видам горючего). Впрочем, учитывая особенности России, здесь, по всей вероятности, актуальнее будут автобусы, работающие на газовом топливе. Кстати, такие машины "Скания - Питер" также может собирать.

По большому счету, те модели, которые делают для Западной Европы, и те, которые предназначены для регионов России, не отличаются. Тем не менее определенная разница все-таки есть - и не только в топливе, на котором работает двигатель. Петербуржцы, бывавшие, к примеру, в той же Швеции или Финляндии, имели возможность убедиться, что комплектация автобусов у северных соседей более сложная. Однако это зависит исключительно от желания (а вернее, от платежеспособности) покупателей - муниципалитетов или транспортных компаний.

К слову сказать, около 20% комплектующих автобусов, направляемых на российский рынок (в стоимостном эквиваленте от стоимости кузова), - отечественного производства. Это сиденья, стеклопластик, лобовое стекло, поручни, фанера (из которой сделан пол), мелкие алюминиевые профили (порожки и т. д.). Все это соответствует европейским стандартам.

На верх