30/01/2007
"Коммерсантъ-Санкт-Петербург": Петербург разбирают на запчасти



"Коммерсантъ-Санкт-Петербург": Петербург разбирают на запчасти


В прошлом году городские власти продолжили работать над превращением Санкт-Петербурга в российский центр автомобилестроения. Вслед за компанией Toyota решение о строительстве заводов в Северной столице приняли автоконцерны Nissan и General Motors. Пока речь идет только о промышленной сборке. Но вслед за концернами в город потянулись и производители комплектующих.

О том, что компания Nissan планирует построить завод по производству автомобилей в Петербурге, было объявлено на заседании городского правительства в апреле. Официально город оформил отношения с компанией в июне, во время Петербургского экономического форума. К 2009 году компания намерена построить в Северной столице завод мощностью 50 тыс. автомобилей в год, вложив в него $200 млн. Возможно, что в дальнейшем мощности завода будут увеличены. Пока на стройплощадке в Каменке, где и разместится производство Nissan, построена только подъездная дорога.

О намерении концерна General Motors построить собственный автозавод в России стало известно в марте, а в апреле вице-президент GM Роберт Лутц встретился с главой комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимиром Бланком. 29 мая концерн подписал два соглашения: с Министерством экономического развития и торговли, о предоставлении таможенных льгот на ввоз комплектующих, и инвестиционное соглашение с городским правительством. Инвестиции в проект составят около $115 млн. (примерно 4 млрд. рублей). На первом этапе завод будет выпускать 25 тыс. автомобилей в год, но в дальнейшем его мощность может быть увеличена. Расположится производство по соседству с будущим конкурентом -- заводом Toyota, в промзоне Шушары.

По итогам 11 месяцев 2006 года индекс промышленного производства в целом по обрабатывающей промышленности составил 89,6% по сравнению с предыдущим годом. Поэтому развитие нового кластера промышленности -- производства автомобилей и автокомпонентов -- является вопросом не только престижа, но и развития экономики города в целом. По замыслу городских властей именно Шушары должны стать центром развития автомобилестроения в Петербурге. При этом для города не менее, чем приход сборочных производств, важно развитие сегмента автокомпонентов. Ведь для того, чтобы получить право на беспошлинный ввоз импортных запчастей, концерны, принявшие решение о размещении производств в России, должны в течение семи лет довести локализацию производства до 30%.

Первым решение о создании производства комплектующих в Санкт-Петербурге принял концерн Toyota. В апреле было объявлено о создании ООО "Тойота Бошоку" -- совместного предприятия производителя деталей внутренней отделки автомобильных салонов Toyota Boshoku Corp. и логистической компании Toyota Tsusho Corp. Планируется, что компания будет выпускать около 20 тыс. автомобильных сидений в год для автомобилей Toyota Camry, которые предполагается начать выпускать на основном заводе уже в конце 2007 года. Инвестиции в проект составят около $2,8 млн. Особенность производства автомобилей Toyota заключается в том, что большинство субподрядчиков и производителей автокомпонентов находятся в непосредственной близости от производства автомобилей.

В мае ОАО "Кировский завод" и немецкая компания Hoermann-Rawena GmbH (Саксония) подписали соглашение о строительстве нового литейного производства в Горелове стоимостью около ?30 млн. Ожидается, что мощность производства составит 20 тыс. тонн чугунного и стального литья в год. Этот завод станет первым литейным производством, построенным в России с нуля за последние 10-12 лет. Современные технологии, по мнению экспертов, позволят ему монополизировать рынок поставок литейных деталей для автопроизводителей, которые планируют открыть свои производства в Санкт-Петербурге. По мнению экспертов, в будущем только заводы Ford и Toyota будут потреблять не менее 40 тыс. тонн литейной продукции в год.

В июне стало известно о том, что свое производство в Северной столице намерена разместить международная группа Magna International, а в конце года городское правительство издало постановление о начале проектно-изыскательски

На верх