09/03/2007
Игра по-крупному - "Эксперт-Волга"



Игра по-крупному - "Эксперт-Волга"


Поволжские производители строительно­дорожных машин пока отстают от "китов" мирового бизнеса по широте и качеству предложения. Стремясь застолбить место на растущем рынке, они консолидируют активы и проводят масштабную модернизацию производства, чтобы в ближайшие годы совершить качественный скачок и стать вровень с глобальными игроками.

Упроизводителей строительно-дорожной техники есть основания для инвестиционного оптимизма: рост экономики требует расширения и модернизации всей инфраструктуры, в том числе и парка специализированной техники. Его износ, по данным АСМ-холдинга, приближается к 80%, а степень укомплектованности строительных и дорожных организаций составляет 25?30%. Выработала свой ресурс и импортная техника, приобретенная в середине 90?х годов прошлого столетия: поддерживать ее в работоспособном состоянии обходится дороже, чем купить новую. Наступивший этап замены отработавших свое машин эксперты считают важным фактором поддержания спроса. Потенциал роста портфеля заказов определяют также федеральные и региональные программы развития строительного комплекса, которые предусматривают выделение от 7 до 20% от общего объема ресурсов на техническое перевооружение. Развитие отрасли стимулирует широкое применение лизинговых схем, на долю которых приходится от 50 до 70% продаж строительно-дорожной техники.

Третий год подряд отрасль демонстрирует уверенную динамику роста. Тем не менее темпы производства еще заметно отстают от увеличения поставок импортной техники. В наиболее конкурентных сегментах, в частности, на рынке экскаваторов, импорт в прошлом году увеличился на 50?60% - это значительно выше прироста в российском производстве, где только половина из полутора десятков заводов смогла превысить показатели предыдущего года. В частности, один из ведущих отечественных производителей экскаваторов, саранский завод "САРЭКС", второй год подряд снижает физические объемы выпуска (с 675 единиц в 2004 году до 284 - за 9 месяцев 2006 года). По словам заместителя гендиректора завода - руководителя Торгового дома "САРЭКС" Владимира Сорокина, дефицит финансовых ресурсов не позволяет компании, занятой технологической модернизацией производства, одновременно наращивать объемы выпускаемой продукции.

Однако для завоевания рынка отечественные предприятия нуждаются не только в мощной ресурсной базе. Потребность в ясной продуктовой и маркетинговой стратегии у них еще больше, подчеркивают аналитики.

Насыщение зарубежных рынков заставляет мировых производителей активнее действовать в России. Наряду с такими "китами" бизнеса, как американская компания Caterpillar, шведская Volvo, японские Hitachi и Komatsu, английская JCB, российский рынок осваивают китайские и корейские игроки, прокладывая себе дорогу демпинговыми ценами в наиболее востребованных сегментах, предоставляя отсрочки платежей и лизинговые инструменты. Так, с появлением в прошлом году китайской Shandong Lingong Constriction Machinery Co вдвое возросли продажи фронтальных погрузчиков, которые наряду с экскаваторами-погрузчиками входят в число наиболее дефицитных видов строительно-дорожных машин.

До недавнего времени основным конкурентным преимуществом российских производителей были цены - в 1,5?2 раза ниже импортных, за счет чего техника быстрее окупалась, отмечает руководитель дивизиона "Спецтехника" "Группы ГАЗ" Алексей Коромыслов. Однако ценовая разница в связи с использованием широкой гаммы дорогих импортных комплектующих в последнее время быстро сокращается. На это ссылается Владимир Сорокин из "САРЭКС", объясняя, что соревноваться с импортом при сопоставимой цене становится все труднее.

При этом отечественные заводы пока не могут предложить потребителю широкую продуктовую линейку необходимой техники. Отстает от спроса производство бульдозеров, не хватает катков для дорожного строительства, мини-погрузчиков. Ограничен спектр типоразмеров. К примеру, "Тверской экскаватор", лидирующий среди производителей в своем сегменте, выпускает три типоразмера техники из шести представленных на рынке.

Зарубежные компании с диверсифицированным производством выход

На верх