"RBCdaily": Производственные каникулы
КамАЗ отправил своих работников в вынужденный двухнедельный отпуск
Переход в начале октября на сокращенную четырехдневную рабочую неделю не помог КамАЗу справиться с затовариванием складов. Со вчерашнего дня завод отправил большую часть работников в вынужденный двухнедельный отпуск. По оценке экспертов, из-за этого предприятие недопроизведет порядка 1600 грузовиков, что составляет почти две трети объемов продаж КамАЗа в октябре этого года.
Группа компаний "КамАЗ" включает в себя помимо одноименного завода около ста предприятий. Общая численность работников группы - около 50 тыс. человек. Выручка группы по МСФО за первое полугодие 2008 года составила 51,37 млрд руб., а чистая прибыль - 4,2 млрд руб.
Со вчерашнего дня большая часть сотрудников КамАЗа отправлены в двухнедельный отпуск, передало РИА Новости со ссылкой на директора департамента по информационной политике КамАЗа Владимира Самойлова. По его словам, вынужденный отпуск не коснется менеджеров, рабочих и инженерно-технического персонала, обеспечивающих бесперебойную работу производства. При этом он отметил, что компания готова вернуться к прежним объемам производства, несколько сниженным в последние месяцы из-за снижения спроса на продукцию. Но дальнейшая ситуация будет зависеть от состояния мировой экономики, сказал он.
Решение КамАЗа не удивило экспертов. Из-за остановки строительства инфраструктурных проектов, в особенности в регионах, у КамАЗа резко упали продажи. Так, в октябре автозаводу удалось продать в России только 2677 грузовых автомобилей, что почти вдвое ниже традиционных среднемесячных показателей, в частности это на 33,7% меньше, чем в сентябре, а также на 46,6% меньше, чем в августе. На внешний рынок были отгружены 644 машины, что на 55% меньше прогноза. Как отмечали недавно на заводе, продажи на некоторых внешних рынках снизились более чем в четыре раза. В результате КамАЗ еще с 4 октября перевел все свои производственные подразделения на четырехдневную (32-часовую) рабочую неделю. Но это, по всей видимости, не помогло.
Как отмечал на прошлой неделе гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, резкое падение спроса на грузовые автомобили привело к образованию полуторамесячного запаса у торгово-финансовой компании "КамАЗ" и ее дилеров в регионах России. "Падение продаж в октябре "съело" весь рост, который завод показал с начала года, - отмечает Севастьян Козицын из "Брокеркредитсервиса". - Но автозаводам в отличие от ряда других промышленных предприятий слишком накладно работать на склад. Неудивительно, что автозаводу приходится практически остановить выпуск, чтобы освободить складские площадки". По оценке Марины Иркли из ИК "Велес Капитал", в результате двухнедельного отпуска КамАЗ недовыпустит около 1600 грузовых автомобилей.
Улучшения ситуации эксперты ждут не раньше весны будущего года, когда начнется новый строительный сезон. Надеются на него и на самом КамАЗе, планируя проработать в сокращенном режиме до 6 мая 2009 года. К этому времени могут уже дать результат меры господдержки отрасли, говорит г-жа Иркли. В частности, сейчас обсуждается возможность введения заградительной (от 25%) пошлины на импорт новых грузовиков. Между тем, по прогнозу аналитического агентства "Автостат", в 2009 году российский рынок грузовых автомобилей может сократиться на 18%, до 350 тыс. штук. Прогноз самого КамАЗа еще пессимистичней. Как отмечал недавно РБК daily директор по маркетингу и рекламе КамАЗа Ашот Арутюнян, падение в 2009 году может составить около 30%, правда, сам завод при этом рассчитывает увеличить свою долю за счет других производителей. Между тем, согласно отчетности КамАЗа, в третьем квартале этого года его доля на рынке сократилась на 1,4%, до 29,8%.