20/11/2008
"RBCdaily": Грузовики натолкнулись на кризис



"RBCdaily": Грузовики натолкнулись на кризис


В будущем году их продажи могут упасть на 18-25%. Сокращение лизинговых программ, проблемы у строителей и сокращение автоперевозок приведут к тому, что по итогам года продажи грузовых автомобилей вырастут только на 6-7% по сравнению с прошлым годом. Но уже в следующем году неизбежно сокращение объема рынка как минимум на 18%, считают в аналитическом агентстве "Автостат".

Аналитическое агентство "Автостат" опубликовало вчера исследование рынка грузовых автомобилей. Как отмечается в исследовании, результаты первого полугодия, когда в России было продано 234 тыс. грузовиков, позволяли надеяться на рост по году на 18-20% и объем продаж в 470-480 тыс. единиц. С учетом последствий финансового кризиса сейчас эксперты понизили свой прогноз по объему рынка в этом году до 425 тыс. автомобилей, что всего на 6-7% выше прошлогоднего показателя. Это значительно хуже результатов прошлого и позапрошлого годов, когда рост продаж составлял 20,7 и 20,4% соответственно.

В "Автостате" отмечают, что проблемы на рынке грузовых автомобилей стали заметны еще в августе и в первую очередь это связано с сокращением лизинговых программ. Потребители испытывают потребность в новой технике, однако не могут ее приобрести за счет собственных средств, говорят в "Автостате". Сохранить рост продаж на уровне 6-7% позволит хорошее начало года и уже заключенные контракты на поставку грузовой техники, считают в агентстве. При этом продажи отечественных марок вырастут на 8,03%, до 283 тыс., а иномарок - на 4,35%, до 142 тыс.

При этом, по прогнозу "Автостата", по итогам года в России будет произведено 290 тыс. единиц техники и, таким образом, прирост составит 1,4% по сравнению с прошлым годом. Еще по итогам полугодия российское производство выросло на 6,6%, а по итогам трех кварталов уже только на 4,1%. ГАЗ и КамАЗ уже сократили свои производственные программы, столкнувшись с трудностями в реализации продукции. В следующем году эксперты ожидают возврата к уровню 2006 года.

В следующие два года, прогнозируют в "Автостате", ситуация будет еще более сложной. Эксперты агентства просчитали два сценария развития рынка - "наилучший" и "наихудший", при этом оба они считают равновероятными. Даже согласно оптимистичному варианту, в следующем году продажи иномарок снизятся на 9%, до 128 тыс., а в 2010 году - снова немного подрастут, до 135 тыс. (на 5,4%), но так и не вернутся к уровню этого года. А продажи российских грузовиков при этом снизятся до 267 тыс. (на 5,6%) в 2009 году и также не достигнут уровня этого года к 2010 году (272 тыс., +1,9%).

В худшем случае продажи иномарок в следующем году упадут на четверть (до 108 тыс.), а российские - на 15% (до 242 тыс.). Таким образом, продажи снизятся до уровня 2006 года.

По мнению директора по маркетингу и рекламе КамАЗа Ашота Арутюняна, рынок грузовых автомобилей сократится в следующем году на 30%, однако сам завод рассчитывает увеличить свою долю за счет других производителей. "Китайские автомобили активно брали, пока был дефицит. Теперь продажи у них встали, а у "европейцев" серьезное затоваривание", - сказал РБК daily источник на КамАЗе. На заводе рассчитывают, что оживление продаж наступит весной - с началом строительного сезона. "Кризис, хотя и несет финансовые потери, позволяет внедрить более современные решения в производство", - говорят на заводе. По данным РБК daily, КамАЗ разрабатывает новую лизинговую схему для потребителей.

По прогнозу главы Ford Cargo в России Сергея Богданова, продажи всех грузовых автомобилей упадут на 50% в следующем году. "Положительно сказаться на рынке сможет разве что введение заградительных пошлин для подержанных автомобилей. По нашим оценкам, их ввозится около 20 тыс. в год, а с сокращением лизинга их импорт может увеличиться", - считает он. Введение пошлин для автомобилей Евро-3 и ниже сильно ударит по китайским производителям, считает он.

Между тем, по словам г-на Богданова, серьезной проблемой может стать затоваривание иномарками. По его оценке, в этом году ввезено 35-37 тыс. новых иностранных грузовиков, а продано около 25 тыс. Кроме того, транспортные компании начали сдавать обратно автомобили, взятые в лизинг, так как не справляются с лизинговыми платежами. "Эти автомобили также будут забирать долю у новых", - говорит он.

На верх