17/11/2008
"RBCdaily": ГАЗ нажал на тормоза



"RBCdaily": ГАЗ нажал на тормоза


Группа приняла новую программу ведения бизнеса
На прошлой неделе металлурги "ополчились" на группу ГАЗ: сначала Магнитка (ММК), а затем и Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) заявили о прекращении поставок металла ГАЗу в связи с неплатежами. При этом на самом ГАЗе утверждают, что на складах компании достаточно металлопроката. Кроме этого экономический кризис вынуждает автопроизводителя реализовывать новую программу ведения бизнеса: ГАЗ будет производить столько автомобилей, сколько сможет продать за реальные деньги.

В прошлую пятницу НЛМК объявил о прекращении поставок проката группе ГАЗ в ноябре по причине значительной задолженности группы перед металлургами. Как пояснил РБК daily представитель НЛМК, долг ГАЗа перед комбинатом с конца третьего квартала составил 800 млн руб., а ежемесячные отгрузки автопроизводителю с комбината составляют порядка 6-9 тыс. т. "ГАЗ получил финансовую поддержку от государства и способен оплатить задолженность. Мы можем пойти на снижение цен по дальнейшим поставкам, но при условии погашения долга", - отмечает представитель НЛМК.

В группе ГАЗ придерживаются иной точки зрения на происходящее. Представитель компании пояснил, что ГАЗ не закупал продукцию НЛМК в ноябре, поэтому "здесь сложно говорить об отказе со стороны поставщика". По многим позициям группа имеет трехмесячные запасы комплектующих, поэтому есть возможность отказываться от некоторых видов поставок. ГАЗ покупает у НЛМК прокат для производства "Волги", а в ноябре эта модель выпускаться не будет.

При этом группа ГАЗ уже отреагировала на новые требования рынка, осветив в обнародованной в пятницу отчетности по МСФО за первое полугодие 2008 года параметры нового гибкого планирования производства. Среди них - сокращение операционных расходов (таких как себестоимость производства и продаж, снижение административных расходов) и товарных запасов, оптимизация численности персонала. Кроме этого группа ведет переговоры с поставщиками и банками по отсрочке выплат по долгам. ГАЗ намерен использовать и гибкий график производства, предполагающий временную остановку конвейера. Основная задача сейчас - сократить период оборачиваемости средств. "Если раньше мы могли взять деньги под 8% и спокойно заказывать продукцию поставщикам, хранить ее на складе, потом хранить на складе готовые автомобили, передавать их дилерам, которые тоже делали заказы впрок, то при нынешних 28%, под которые банки дают деньги, это нереально", - говорит представитель ГАЗа. В итоге ГАЗ планирует следующие 12 месяцев производить ровно столько, сколько можно продать за реальные деньги.

Константин Романов из "Финама" отмечает, что такой подход может как минимум вдвое снизить объемы производства на ГАЗе. Он отмечает, что рекордные цены на сталь этим летом привели к тому, что рост себестоимости производ­ства (22,5%) превысил рост выручки (19,9%), что явилось одной из причин снижения чистой прибыли группы в первом полугодии до 2,821 млрд руб. (на 14,5%). Эксперт указывает, что соотношение долга к показателю EBITDA у ГАЗа составляет 2,4, что чуть выше среднего показателя по отрасли. При этом две трети долгов автопроизводителя - краткосрочные кредиты, а это значит, что перед ГАЗом всерьез стоит проблема рефинансирования долгов в ближайший год. Михаил Лямин из Банка Москвы считает, что выбранная группой стратегия хоть и негативно повлияет на рентабельность, но сейчас это единственно возможный вариант работы для ГАЗа. При этом, по мнению эксперта, новая бизнес-тактика - "борьба за выживание, а не способ решения проблем".

На верх