10/11/2008
"RBCdaily"Ж GM и Ford теряют рынок



"RBCdaily"Ж GM и Ford теряют рынок


Американские автомобильные компании General Motors Corp. (GM) и Ford Motor Co. по итогам третьего квартала сообщили о миллиардных убытках: у GM потери составили 4,2 млрд долл., а у Ford 2,98 млрд долл. Рабочие сборочных заводов ждут сокращений, которые теперь уже неизбежны. Для поддержки индустрии руководители "большой тройки", куда также входит Chrysler, попросили федеральные власти выделить 50 млрд долл., которые необходимы для поддержания жизнеспособности бизнеса. По мнению экспертов, если Вашингтон успеет оперативно выделить средства, автопром выстоит.

Первым о результатах деятельности отчитался Ford, сообщив помимо зафиксированных убытков о том, что компания воспользовалась наличными средствами на сумму 7,7 млрд долл. Операционный убыток составил 1,31 долл. на каждую акцию, превысив прогнозные 93 цента на акцию. Выручка Ford снизилась на 22%, до 32,1 млрд долл., а продажи сократились за квартал на 25%, что хуже, чем в среднем по отрасли (18%). Кроме того, Ford также объявил о грядущих сокращениях - планируется уволить 2,2 тыс. человек, в результате чего штат компании уменьшится на 10%.

У GM финансовая ситуация оказалась еще хуже. За третий квартал убытки от основной деятельности составили 4,2 млрд долл., а объем свободных средств компании уменьшился с 21 млрд долл. на конец июня до 16,2 млрд долл. на конец сентября. GM предупредила, что для продолжения операций в текущем году ей может не хватить наличных средств. Всего за первое полугодие "большая тройка" потеряла 28,6 млрд долл. Автомобильные продажи упали до четверть­векового минимума. "Интерес к продукции авторынка находится сегодня на невиданных доселе уровнях, - сказал РБК daily экс­перт агентства IHS Global Insight Джон Волконовиц. - Из-за глобального экономического кризиса уверенность потребителей сильно снизилась, и люди просто перестали покупать машины. Это пустило под откос реструктуризацию, которую автопроизводители затеяли в начале года".

Чтобы поддержать отрасль в сложной ситуации, руководители GM Рик Вагонер, Ford Алан Мьюлалли и Chrysler Роберт Нарделли отправились в Вашингтон выпрашивать 50 млрд долл. в виде федерального займа. Эти деньги, возможно, будут выделены в виде двух траншей по 25 млрд долл. каждый. Половина уйдет на погашение пенсионных обязательств и выплаты в рамках здравоохранительных программ, а вторую часть направят на устранение проблем с ликвидностью. Спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси и лидер демократов Гарри Рейд направили письмо министру финансов Генри Полсону, в котором заявили о необходимости помочь автоиндустрии, выделив средства из 700 млрд долл., которые правительство приготовило для спасения компаний финансовой сферы. "Здоровое автопроизводство необходимо для восстановления стабильности финансовых рынков, оздоровления всей нашей экономики и выживания рабочих кадров автомобильного сектора", - говорится в письме.

Эксперты отмечают, что наличность у "большой тройки" иссякает быстрее, чем компании ожидали. "Правительство понимает, что если оно не поможет "большой тройке" сейчас, то автопром обойдется гораздо дороже потом с точки зрения ответственности по пенсионным обязательствам и потерянной налоговой прибыли, - считает Джон Волконовиц. - Сейчас все зависит от того, как быстро власти выделят деньги". По прогнозам, американский автопром при благоприятном стечении обстоятельств вернется к полноценной жизни уже в 2010 году. Но банкротство одной только GM оставит без работы 2,5 млн человек в результате сокращения мест в основной и смежных отраслях.

На верх