14/07/2008
Кто купит МАЗ?



10 июля первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко объявил о начале в стране массовой приватизации. Планируется, что за 2008—2010 годы будет продано 519 предприятий, первым из которых будет МАЗ. Среди его наиболее вероятных покупателей — владелец холдинга “Базовый элемент” Олег Дерипаска. Дерипаска уже не первый год присматривается к МАЗу. В 2001 году он предлагал белорусским властям за него $50 млн. Тогда сделка не состоялась, так как белорусскую сторону сумма не устроила. Но положение МАЗа оставалось очень уязвимым, поскольку 90% моторов, которые используются на машинах белорусского предприятия, поступает с Ярославского моторного завода, подконтрольного Олегу Дерипаске, писала в 2001 году газета “Время новостей”. Ситуация усугублялась еще и тем, что 74% экспорта продукции МАЗа идет в Россию. Среди претендентов на завод был еще и КамАЗ.
Покупка МАЗа позволила бы “Группе “ГАЗ” расширить продуктовый портфель за счет седельных тягачей, а КамАЗу — преодолеть нехватку мощностей.
В начале лета 2008 стало известно, что правительство Белоруссии считает целесообразным принять предложение Дерипаски. По словам премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского, правительство не ставит перед собой задачу реализовать активы МАЗа: “мы хотим, чтобы они максимально работали с российскими компаниями” — цитирует “Интерфакс”. По его мнению, это позволит российским и белорусским производителям достойно конкурировать на мировом рынке. С точки зрения экспертов, белорусскому правительству более выгодно создание СП, поскольку оно позволит сохранить контроль над МАЗом. По словам Сидорского, планируется, что челябинский автозавод “Урал” (входящий в “Группу “ГАЗ”) и МАЗ объединят все свои активы, создав новую компанию — “Международный финансово-промышленный союз”, в которой партнеры будут владеть по 35 и 40% акций соответственно. Оставшийся пакет акций планируется предложить международному инвестиционному банку, согласившемуся предоставить средства для развития заводов этих автопроизводителей. Кроме того, стороны намерены создать управляющую компанию, отвечающую за усовершенствование производственных мощностей МАЗа и Урала, а также за создание единой сбытовой сети, инжиниринг и закупку автокомпонентов — пишет Lenta.ru.
Как сообщил посол России в Белоруссии Александр Суриков, слова которого приведены на rb.ru, Россия предлагает объединить активы МАЗ, Руспромавто (управляющая компания “Группы “ГАЗ”) и КамАЗа. По его словам, компании должны объединить свои усилия, чтобы составить конкуренцию транснациональным корпорациям — Volvo, Scania и другим, которые “на порядок мощнее российских и белорусских, особенно в области машиностроения”.
По данным электронной газеты “Взгляд”, МАЗ в этом году инвестировал в развитие производства $380 млн и произведет 26 тыс. автомобилей. Но до 2014 года в развитие завода необходимо вложить еще миллиард долларов как минимум, чтобы попытаться удвоить выпуск продукции — до 50 тыс. машин. А задача перед МАЗом — производство более 80 тыс. машин. Вообще в автомобилестроении право на жизнь имеет производство, производящее не менее 100 тыс. машин в год. Если меньше — то это уже цех по сборке из чужих комплектующих. Трудно сказать, будет ли МАЗ превращен в сборочный участок, но вряд ли Дерипаска или любой другой инвестор захочет вкладываться в производство МАЗов, которые невозможно сбыть нигде, кроме как в Белоруссии, и пока еще в России, до ужесточения экологических требований к выбросам, пишет “Взгляд”.
Впрочем, сомневаться в реальности сделки по покупке МАЗа не приходится еще и потому, что в 2008 он был принят в ассоциацию “Автопроизводители России”, о чем сообщил генеральный директор ПО “БелавтоМАЗ” Николай Костень, слова которого приводятся на Newsru.com. Костень считает, что теперь будет проще решать проблемы, связанные с тем, что российская сторона приняла ограничительные меры по ввозу автотранспортных средств. Учредителями ассоциации являются крупнейшие российские производители, в том числе АвтоВАЗ, КамАЗ, РусПромАвто, Северсталь-Авто.
Кроме МАЗа в текущем году правительство Белоруссии планирует акционировать 176 предприятий, в том числе Минский моторный завод, Минский механический завод им. С.И. Вавилова. Возможно и на них найдутся покупатели в России.

Источник: http://www.autoconsulting.com.ua

На верх