06/03/2008
"RBCdaily": MAN демонтируют



"RBCdaily": MAN демонтируют


Volkswagen стал основным акционером шведского производителя грузовых автомобилей Scania, а значит, уже нет преград и для образования тройственного союза с концерном MAN. Но многое указывает на то, что главную роль в этом германско-шведском альянсе он играть не будет. Фондовый рынок снова полон слухов о возможном расчленении MAN. Но глава наблюдательного совета VW Фердинанд Пих их опровергает.

В конце 2008 года главе MAN Хакану Самуэльссону, похоже, придется смириться с тем, что, хотя VW и стал крупнейшим акционером Scania, сняв тем самым преграды на пути слияния всех трех компаний, мюнхенскому концерну придется, возможно, выступать отнюдь не в роли лидера. На основании прозвучавших недавно официальных заявлений руководителей Volkswagen можно сделать вывод, что ведущая роль в ставшем реальностью германско-шведском альянсе производителей грузовиков для MAN не предусмотрена.

Scania останется и будет развиваться в качестве премиум-бренда, заверяли топ-менеджеры VW, подчеркивая, что "никаких структурных изменений, которые могли бы негативно сказаться на трудовом коллективе Scania, на обозримое будущее не планируется, а стабильность в менеджменте Scania всегда рассматривалась в VW в качестве важного фактора". Кроме того, штаб-квартира и научно-исследовательские центры Scania по-преж­нему останутся в Швеции. К тому же "Scania будет продолжать котироваться на бирже".

Но для менеджеров MAN в Мюнхене это стало большой неожиданностью. "Именно сейчас мы этого не ожидали", - признаются в компании. Рассказывают, что заранее посвящен в происходящее своим председателем наблюдательного совета Фердинандом Пихом был только глава MAN Хакан Самуэльссон. При этом именно г-н Самуэльссон, сам бывший руководитель Scania, два с половиной года назад пытался купить этот шведский концерн. Нынешние успешные действия Volkswagen породили слухи о возможной перспективе расчленения компании MAN, тем более что уже в течение многих лет инвесторы настаивают на том, чтобы отделить основное производство грузовых автомобилей от остальных частей концерна.

По оценке банка UniCredit, в результате отделения таких произ­водств концерна MAN, как подразделение дизельных моторов (судовые дизели), Turbo Engines (турбины, компрессоры) и Industrial Services (промышленные установки), его основной акционер Volkswagen мог бы получить примерно 2,3 млрд евро. В общей стоимости концерна MAN, достигающей 13 млрд евро, доля этих подразделений со­ставляет 18%.

MAN Diesel - мировой лидер по выпуску мощных судовых двигателей. Turbo Engines - одно из самых рентабельных подразделений всего концерна, который в целом по итогам прошлого года показал операционную рентабельность на уровне 11,2%. Основное направление компании - выпуск грузовиков, правда, показало рентабельность лишь на уровне 9,9%. И эти показатели являются для MAN важными аргументами против расчленения.

Volkswagen заплатил за акции Scania почти 3 млрд евро, но потребности в рефинансировании, отмечает аналитик Натан Кольхофф из UniCredit, все равно не испытывает. В результате приобретения доли шведского семейства Валленберг VW увеличил свой пакет в Scania до 69% голосующих акций, а в концерне MAN он имеет почти 30%. При этом у VW достаточно средств для покупки всего концерна MAN.

Г-н Кольхофф полагает, что по­следнее слово еще не сказано. Расчленять MAN было бы очень неумным шагом с политической точки зрения. В Швеции царит обеспокоенность по поводу распродажи отечественной промышленности. По мнению эксперта, скорее можно представить создание нового холдинга по выпуску грузовых автомобилей, в который Volkswagen, Scania и MAN делегировали бы свои соответствующие подразделения. И формально MAN был бы сохранен.

О том, что расчленения MAN он себе не может представить, недавно говорил и глава наблюдательного совета Volkswagen Фердинанд Пих. Но он исключил и перспективу слияния MAN со Scania и подразделением коммерческих авто­мобилей VW. Scania станет девятым брендом концерна VW, заявил его глава Мартин Винтеркорн.

На верх