27/02/2008
Тяжелые на подъем - "Эксперт Северо-Запад"



Тяжелые на подъем - "Эксперт Северо-Запад"


Прогнозы удвоения российского рынка тяжелых грузовиков в 2007 году практически полностью сбылись. Однако даже столь динамичный рост продаж не смог удовлетворить спрос - клиентам приходится ждать автомобили месяцами. Промышленники несколько запоздали с инвестициями в расширение производства и организацию российской сборки машин. В результате на волне неудовлетворенного спроса на российский рынок успешно вышли новые импортеры. В Санкт-Петербурге, как и в России в целом, это привело к перераспределению рыночных долей.

Как считает большинство экспертов, в связи с тем что процессы обновления и роста парка происходят одновременно, высокая динамика спроса на тяжелые грузовики сохранится и далее. В этих условиях лидеры рынка пытаются сохранить и даже упрочить свои позиции за счет расширения собственного российского производства. Однако их усилия выглядят запоздалыми и вряд ли помешают новичкам закрепиться на рынке и занять его весомую долю. В то же время даже в условиях растущего рынка обострение конкуренции существенно увеличит риски инвестиций в производственные проекты.

Рост российской экономики и строительный бум требуют от автотранспортников быстрого увеличения парка грузовиков. В это же время возникла необходимость обновления подвижного состава, что вызвало небывалый рост спроса на грузовую автотехнику. По данным агентства Abarus Market Research, в 2007 году общий объем рынка грузовиков в России (включая легкие коммерческие) составил 327 тыс. 600 машин, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 26%.

Еще более высокими темпами растет рынок тяжелых грузовиков (полной массой более 16 тонн). До прошлого года больше половины потребностей рынка покрывала продукция КАМАЗа. В 2007 году спрос обогнал рост отечественного производства, и структура рынка изменилась. В результате 55,6% тяжелых грузовиков было ввезено из-за границы, причем основная часть импорта - не подержанная, как раньше, а новая техника.

Сокращение доли подержанной импортной техники связано не столько с введением в 2006 году повышенных пошлин на ввоз пятилетних автомобилей, сколько с сокращением спроса на европейские машины в связи с их подорожанием. Как объяснил знакомый продавец, пожелавший остаться неназванным, "Европа не торопится продавать подержанные автомобили, которые при столь бурном экономическом росте могут приносить прибыль. В результате разница в цене между подержанными и новыми машинами снизилась и составляет в среднем 5 тыс. евро".

Спрос на подержанные машины из США сохранился. "В 2007 году мы продали 1 тыс. 514 машин. Сегодня спрос превышает предложение и проблем с продажей техники нет", - заявляет менеджер дистрибутора американских грузовиков International "Гудвил Холдинг" Мария Манухина. И добавляет: "Цифры могли бы быть больше, если бы не проблемы с логистикой. Паромы сегодня забиты спецтехникой и тракторами".

И у других традиционных игроков российского рынка тяжелых грузовиков в прошлом году продажи сдерживались не емкостью рынка, а ограниченными мощностями производителей и объемами поставок. Ситуацию еще больше усугубляет возросший интерес к новой импортной технике со стороны региональных потребителей. По информации директора по продажам петербургской компании "Петроскан" (дилер Scania) Сергея Носкова, в 2007 году почти 20% проданных автомобилей было отгружено в другие регионы Северо-Запада. В результате очередь за тягачами Scania растянулась более чем на полгода, а срок исполнения заказов на Volvo - до 48?50 недель.

Причина очередей в том, что до сих пор большинство европейских производителей поставляют технику на российский рынок по остаточному принципу, поскольку сравнительно малы объемы продаж. К тому же автопроизводители ограничены не только возможностями быстрого наращивания объемов собственного производства, но и объемами производства своих поставщиков. Чтобы принять решение о расширении производства и увеличении поставок, им нужно время и уверенность в стабильности роста спроса. Между тем их восточные конкуренты не побоялись рисковать и смогли воспользоваться конъюнктурой.

Особенно стремительно растет импорт к

На верх