11/02/2008
"Ведомости": В поисках технологии будущего



"Ведомости": В поисках технологии будущего


Кажется, что под давлением общественного мнения, требующего "зеленых" автомобилей, производители лишились рассудка и погнались за всеми зайцами (технологиями) одновременно, тратя на это миллиарды. Но у автомобильных концернов просто нет иного выхода. "В настоящий момент мы не можем не развивать все технологии экологически чистых двигателей - просто потому, что не знаем, какая технология победит, - объясняет президент General Motors Рик Вагонер. - Если вы поговорите с нашими специалистами, разрабатывающими двигатель на топливных элементах, они очень быстро убедят вас, что именно за этой технологией будущее. Но если вы начнете беседу с инженерами, которые работают над технологией электроавтомобилей на подзарядке, результат будет точно такой же".

США - самый большой автомобильный рынок на планете - в авангарде провозглашенной борьбы за "зеленые" автомобили. В январе площадкой для демонстрации этой борьбы стал Детройтский автомобильный салон.
Chrysler проиллюстрировал правоту слов своего конкурента из GM, представив сразу три экологических концепт-кара, работающих на разных технологиях. Однообъемник Chrysler ecoVoyager помимо электромотора использует энергию водорода, спорткар Dodge Zeo - электромобиль на литий-ионных аккумуляторах (запас автономного хода целых 250 миль), а полноприводный Jeep Renegade имеет четыре электромотора (по одному на каждое колесо) и дизельный двигатель.
О том, насколько глубоко "зеленое" сознание завладело умами автопроизводителей, свидетельствовал стенд Ferrari. Главное место на нем занимал ярко-красный Ferrari F430 Spider, работающий на... биоэтаноле. Итальянцы обещают, что двигатель, способный потреблять смесь 15% бензина и 85% биоэтанола, стал на 10 л. с. мощнее, а выбросы СО2 уменьшились на 5%.
Впрочем, выставленный Ferrari F430 - это пока лишь концепт, в то время как для производителей "гражданских" автомобилей двигатели на биоэтаноле - это уже сегодняшний день: по дорогам США ездит свыше 4 млн подобных машин.
Главная проблема для Северной Америки - отсутствие достаточного количества сырья для производства биоэтанола (чтобы обеспечить топливом многомиллионный автомобильный парк страны) и, как следствие, отсутствие необходимого числа АЗС, предлагающих биоэтанол. По разным оценкам, в США 140 000-170 000 заправок, но только на 1% из них можно залить биоэтанол. Максимальное количество "биоАЗС" - в штатах Среднего Запада, где выращивается кукуруза, идущая на изготовление биоэтанола, в южной Флориде до последнего момента была лишь одна подобная заправка, а на Аляске их и вовсе не было.

Именно слабая развитость сети "биоАЗС" и отсутствие необходимого количества сырья для биотоплива удерживают американских автопроизводителей от увеличения производства машин, работающих на биоэтаноле. Но мириться с таким положением вещей концерны не хотят. При содействии GM за последние 18 месяцев в США были открыты 300 новых "биоАЗС", а в дни Детройтского автосалона GM объявила о покупке доли в компании Coskata, которая обещает построить завод и наладить производство 100 млн галлонов биоэтанола в год из промышленных и бытовых отходов - он будет в три раза дешевле, чем сейчас стоит бензин в США.
Вопрос снижения зависимости от импортной нефти для США еще и политический. В настоящий момент США потребляют 5 млрд галлонов биоэтанола в год, но правительство поставило задачу довести потребление до 36 млрд галлонов в 2022 г., включая 21 млрд получаемого из промышленных и бытовых отходов. Конгресс США также одобрил правительственную субсидию в размере 51 цента за галлон местного биоэтанола и ввел пошлину в размере 54 центов за галлон на импортный биоэтанол, чтобы поставить барьер на пути дешевого бразильского топлива, получаемого из сахарного тростника.

По данным газеты Detroit News, к 2012 г. половина всех выпускаемых GM автомобилей сможет потреблять как обычный бензин, так и биоэтанол.
Успех гибрида Toyota Prius убедил и других автопроизводителей, что покупатели готовы воспринимать автомобили, работающие и на бензине, и на электричестве. Тем временем Toyota уже начала продажи в США гибридной версии своего б

На верх