"RBC daily": Петербургский завод Scania сокращает производство автобусов
В середине января петербургские власти огласили план по закупкам пассажирских автобусов на 2008 г. - 150 штук. Наиболее вероятным поставщиком являются структуры О. Дерипаски, а петербургский завод Scania как поставщик автобусов OmniLink, закупавшихся в последние годы городом для работы на центральных маршрутах, больше не востребован. Объем сборки на местном заводе шведского производителя сократился почти на 40%, и уже в этом году завод начнет производить самосвалы. Всего по итогам 2007 г. продажи больших автобусов запланированы на уровне 7 тыс. единиц, более 5 тыс. из которых составили автобусы российских марок. Крупнейшим игроком среди отечественных производителей является группа ГАЗ ("Русские автобусы") - около 3,5 тыс. машин.
По итогам 2007 г. завод на Люботинском проспекте собрал всего 148 автобусов против 237 машин в 2006 г.. Как пояснила О. Кривоногова, PR-менеджер "Скания-Россия", сокращение производства связано с монтажом линии по сборке самосвалов Scania, пробная партия которых будет выпущена уже в ближайшее время. Ранее для сборки грузовых автомобилей Scania планировала построить под Петербургом отдельное производство, для этого даже была приобретена площадка в 28 Га в Ломоносовском районе Ленинградской области. Однако теперь решено использовать имеющиеся мощности за счет сокращения производства автобусов. Одновременно с этим компания ведет переговоры о размещении на территории России завода по сборке 10 тыс. грузовых автомобилей в год.
Однако В. Коробейников, директор по продаже автобусов "МАН Автомобили Россия" (основной конкурент Scania), полагает, что при успешных продажах автобусов переводить предприятие на сборку самосвалов, даже несмотря на выгодность грузового направления, было бы неразумно: "Скорее всего снижение продаж связано с повышением конкуренции на рынке больших автобусов. Выйдя в этом году, мы уже сумели продать почти столько же автобусов, сколько Scania. При этом Mercedes сумел продать "Мосгортрансу" сразу 600 автобусов, а отечественные и китайские производители серьезно выигрывают у шведского производителя по цене".
Хотя шведский завод говорит о большом спросе на автобусы, автотранспортные предприятия действительно жалуются на слишком высокие цены на них. Если первые модели Scania OmniLink с двигателем стандарта Евро-3 стоили от 176 тыс. евро, то с переходом в прошлом году на двигатели Евро-4 их цена выросла минимум на 20%, что более чем в два раза больше, чем продукция группы ГАЗ.
По словам А. Антошевского, заместителя генерального директора по транспортным проектам Петербургской топливной компании, высокая стоимость Scania не оправдывается даже за счет ее высокого качества из-за дорогого обслуживания. "У нас сейчас десять таких автобусов, и мы бы с удовольствием их кому-нибудь продали", - отметил он. "Сейчас нам необходимо заменить 215 устаревших автобусов большой вместимости, которые Scania не производит, и в этом году мы закупать их продукцию точно не будем", - сообщил И. Маилов, первый заместитель генерального директора ГУП "Пассажиравтотранс". Крупнейший петербургский перевозчик до сих пор был основным заказчиком шведских автобусов, и в его парке работает более 50 таких машин. По мнению Игоря Маилова, наиболее вероятным поставщиком в этом году станет группа "Русские автобусы" или "Волжанин".